Описание памятника
Селение Нар расположено в центре Нарской котловины, на скальной мысовой оконечности пологого отрога при слиянии рр. Закадон и Льядон. Координаты центральной части села: 42°40'45.3"N 44°01'25.2"E.
Селение Нар находится в нижней части крупного аланского поселения эпохи средневековья, образовавшегося на месте пересечения магистральных дорог к перевалам Закинского, Зругского и Мамисонского ущелий. Нарская котловина была естественным логистическим и торгово-хозяйственным центром, а расположившееся здесь укрепленное поселение – важным элементом государственной системы контроля над путями сообщения горной зоны Аланского царства.
В постгосударственный период на хорошо приспособленном для обороны скальном мысу Хетаджи-кулдым (Хетæджы къуылдым, ‘Возвышенность Хетага’), находилось с. Нар, основателем которого народные предания называют легендарного Хетага, с именем которого связывают свое происхождение многие фамилии Нарской котловины. От средневековых построек нарского поселения частично сохранилась приходская церковь – Нары-дзуар, с. Нар, расположенная в верхней части отрога.
В новое время с. Нар являлось центром Нарской гражданской общины, входившей в состав Туальского общества. В 1859 г. здесь родился основоположник современной аланской национальной культуры К.Л. Хетагуров.
Селение Нар представляет собой единый комплекс архитектурных объектов различного типа, обладающих территориальной, градостроительной, функциональной и исторической взаимосвязью. Комплекс включает в себя религиозные, общественные, жилые, фортификационные и погребальные сооружения, расположенные внутри и поблизости от указанного населенного пункта.
Историческая застройка, привязанная к сложному рельефу скального мыса, в значительной степени руинирована, а также нарушена зданием мемориального Дома-музея К.Л. Хетагурова, построенного в 1979 г. на месте объекта культурного наследия Дом, в котором родился К.Л. Хетагуров.
В состав архитектурного комплекса входит объект культурного наследия: Раннесредневековая церковь Нары-дзуар, с. Нар, а также следующие выявленные объекты культурного наследия: церковь св. Георгия (церковь св. Георгия 1878 г.), Аларды-дзуар, с. Нар (святилище на кладбище), башня № 1 с. Нар (жилая башня-ганах Хетагуровых), могила матери К. Хетагурова М.Г. Губаевой-Хетагуровой.
Церковь св. Георгия находится в 220 м от старой застройки с. Нар, в местности Потифаз, где ранее совершались народные празднества. История возведения этого храма восходит к середине XVIII в., когда Туальское общество стал одним из инициативных центров присоединения Алании к России. Новое церковное здание было построено в нач. XIX в. В 1860 г. здесь был крещен К.Л. Хетагуров. Храм неоднократно перестраивался – последний раз, вероятно, в 1878 г. В советское время церковь использовалась не по назначению, затем была заброшена. Восстановлена и освящена в 2012 г.
Нарская церковь представляет собой постройку, возведенную по типовому проекту Обществом восстановления православного христианства на Кавказе. Прямоугольное в плане здание базиличного типа с двускатной кровлей, центральным куполом и пристроенной колокольней.
Аларды-дзуар расположен на естественном холме на нарском кладбище, к востоку от села, в 70 м к западу от Нары-дзуара. Посвящен повелителю оспы Аларды. Представляет собой постройку престольного типа с разрушенным верхом, двумя нишами и выложенной в 2 м к северу полукруглой стенки из необработанных камней.
Башня № 1 расположена в нижней части мыса. Это наиболее сохранившееся фортификационное сооружение с. Нар. Башня была построена в кон. XVI – нач. XVIII в. влиятельной местной семьей, выделившейся на фоне социально-экономических процессов, происходивших в Алании этого периода. Народная традиция относит владельцев башни к фамилии Хетагуровых (Хетæгкатæ).
Прямоугольный в плане ганах значительных размеров окружен развалинами жилых и фортификационных сооружений. Сохранился до уровня второго яруса, состояние аварийное. Два входных проема устроены вверх по склону, на уровне первого и второго ярусов.
Могила матери К. Хетагурова М.Г. Губаевой-Хетагуровой находится на сельском кладбище, в 100 м к западу от Нары-дзуара, среди могил кон. XIX – нач. XX в. Памятник работы М.Н. Дзбоева открыт 15.10.1997 г. Могильный участок окружен металлической оградой с прямоугольными мраморными вставками, покрытыми барельефами. Надгробие выполнено в виде установленного на постамент обработанного мраморного монолита с высеченным на лицевой стороне барельефом.
Литература
Кузнецов В.А. Отчет об археологических работах в Алагирском районе Северо-Осетинской АССР в 1989 году. НА СОИГСИ. Ф. 6. Оп. 1. Д. 209. Л. 19-21.
Кузнецов В.А. Христианство на Северном Кавказе до XV в. Владикавказ, 2002. С. 103-104.
Мамиев М.Э., Дулаев А.У., Кубалова Т.Ю., Кусов И.К. Церковь Нары-дзуар в Алании-Осетии // Наука сегодня: проблемы и перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции, г. Вологда, 25 ноября 2020 г. – Вологда, 2020. С. 40-42.
Пищулина В.В. Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья. Ростов н/Д., 2006. С. 106–108.
Попов К.П. Алагирское ущелье: Природное, историко-культурное и духовное наследие. Владикавказ, 2008. С. 275-277.
Тменов В.Х. Средневековые историко-архитектурные памятники Северной Осетии. Орджоникидзе, 1984. С. 129-131.
Изображения

с. Нар

Нар. Фото кон. XIX - нач. XX в.

Церковь св. Георгия, с. Нар

Аларды дзуар, с. Нар

Башня № 1, с. Нар

Могила матери Коста Хетагурова, с. Нар