Описание памятника
Дзуар Дигори-изед расположен в пещере подножья южной куэсты Скалистого хребта, примерно в 1 км к северо-востоку от с. Даллаг-Задалеск. Координаты: 43°00'58.9"N 43°48'29.8"E.
Представляет собой пещерный дзуар. Судя по рыхлости юрских известняков, полость пещеры имеет относительно небольшой возраст. В каменном веке использовалась в качестве жилья. Впоследствии стала религиозным объектом. Пещера посвящена ангелу-покровителю Дигории – Дигори изæд, ‘Ангел Дигории’. Другое название – Олисай дон, ‘Место Олиса’, – происходит от личного имени, которое содержится в фамильном имени Олисаевых – Олисатæ, происходящих из соседнего с Задалеском селения Ханаз. По преданию, в пещере была подвешена священная надочажная цепь, вынесенная воинами Шаха, напавшего на Дигорию, которые погибли под обвалом вскоре после совершенного святотатства.
Дзуар расположен в довольно обширной пещере с южной экспозицией и стрельчатой входной аркой, высотой 12–15 м, которая хорошо прогревается и освещается солнцем. Вход в пещеру перекрыт поперечной стеной с прямоугольным дверным проемом, сложенной насухо, в технике нерегулярной порядной кладки, из грубо обработанных известняковых блоков. На левой стене входной арки находится изображение равноконечного креста. Пещера состоит из двух камер. Общая длина – около 15 м, ширина в устье – 5 м, ширина в глубине внешней камеры – 6–6,5 м. Внутренняя камера завалена черепами животных. По подсчетам кон. XIX в., общее число черепов составляло 2956 шт., большей частью оленьих. Кроме того, здесь находились наконечники стрел и монеты. Во внешней камере на высоте около 3 м устроен жердяной навес с грудой оленьих рогов. Под навесом поставлен длинный стол со скамьями для ритуальных застолий. На каменных выступах стен в глубине внешней камеры разложены черепа и рога животных. Отдельно находятся деревянные подвески, которые вешаются на шею нывонда – жертвенного животного. В арке между внутренней и внешней камерами установлен деревянный столб с прикрепленной парой оленьих рогов и повешенными над ними православными иконами.
Литература
Бурчак-Абрамович Н. И., Наниев В. И. Зубры в Северной Осетии // Труды естественно-исторического музея им. Г. Зардаби. Вып. VIII. Баку, 1954. С. 8-187.
Верещагин Н. К., Семенов-Тяньшанский О. И. Остатки копытных в святилищах Северной Осетии // «Природа». 1948. № 9. С. 7-71.
Лакисов В. Материалы экспедиции по памятникам старины, собранный членом экспедиции архитектором - художником В. Лакисовым с 2-го сентября по 17 октября 1945 года в Махческом районе СОАССР. НА СОИГСИ. Ф. 6. Оп. 1. Д. 8.
Любин В. П. Палеолит Северной Осетии // Материалы. по археологии и древней истории Северной Осетии, Орджоникидзе, 1969. С. 10, 13.
Попов К. П. Памятники природы Северной Осетии. Владикавказ: Ир, 1994. С. 51-54.
Собиев И. Дигорское ущелье. НА СОИГСИ. Ф. 4. Оп. I. Д. 58б. Л. 41–44.
Сокаева Д. В. Этнографические сведения о святилище Дигори Изæди Лæгæт в дореволюционной печати (А. М. Шегрен, Инал, Я. А. Рискин) // Известия СОИГСИ. № 13 (52). 2014.
Тамати Т. Фæлтæрæй-фæлтæрмæ: Историон-этнографион очерк. Дзæуæгигъæу, 1999. Ф. 124-125.
Изображения

Дигори-изед, с. Задалеск

Дигори-изед, с. Задалеск

Дигори-изед и наскальное укрепление, с. Задалеск