Описание памятника
Дзуар расположен на одной из земледельческих террас северного террасированного склона горы Фуга, в 1 км к западу от с. Архон. Координаты: 42°49'48.9"N 44°06'16.1"E.
Строительство дзуара Саниба (Санибайы дзуар) относится к XVI–XVII вв., времени ослабления канонического православия и оформления народного христианства в Алании. Простая и лаконичная архитектура дзуара Саниба отразила в себе происходивший переход. Изначальная христианская принадлежность храма воплощена в его общем архитектурном решении, посвящении Св. Троице (Саниба), а также народной традицией, отраженной, в частности, в предании о строительстве, записанном со слов местных жителей в документе от 1859 г. Дзуар Саниба особо почитается жителями сс. Архон и Дейкау.
Здание дзуара представляет собой уникальную модель православного храма, в которой обозначены основные элементы планировки зальной церковной архитектуры – разграниченные преградой алтарь и наос, соединяющиеся центральными вратами. Незначительные размеры каждого из указанных элементов лишают внутреннее пространство дзуара литургического значения, что подчеркивается и отсутствием престола в алтаре. Все это указывает на моделирование канонической архитектуры и создание символической модели православного храма. В то же время, с точки зрения распространенного церковного канона, архитектура дзуара имеет ряд неточностей. В их числе, например, подквадратная планировка здания и ориентировка алтаря на северо-запад.
Храм представляет собой четырехугольное в плане здание с двускатным перекрытием и кровлей из сланцевых плит. Фасады к верху незначительно сужаются. Кладка выполнена из грубо обработанных камней местных пород и речного булыжника на известковом растворе. Здание побелено, снаружи оштукатурено, изнутри швы затерты известковым раствором. Внутренний объем храма разделен массивной стеной на «алтарь» и «наос». Оба помещения сообщаются посредством лаза арочной формы, который закрывается деревянной дверью, вытесанной из цельной доски, которая устанавливалась в проем с помощью выступающих по продольному торцу пальцев, вставлявшихся в специальные отверстия деревянных притолоки и порога. Пол земляной. Внутренние углы между несущими стенами заовалены. В алтарной части зафиксированы три полки – вмурованные в кладку сланцевые плиты. Еще одна аналогичная полка устроена в юго-запад-западной глухой стене наоса.
Входной проем арочный, расположен в юго-западной стене. В «алтаре» два стрельчатых оконных проема – в северо-западной, алтарной, и северо-восточной стенах. Еще один аналогичный оконный проем устроен в северо-восточной стене «наоса». Оконные проемы вырезаны в поставленных в наружную кладку травертиновых плитах. На наружной поверхности алтарной стены прочерченый по сырой штукатурке геометрический орнамент – три концентрические окантовки стрельчатого оконного проема, справа и слева от которого расположены две цилиндрические ниши, левая обведена тремя, а правая двумя концентрическими окружностями. Еще одна ниша устроена снаружи юго-восточной стены, справа от входного проема.
Здание храма обнесено невысокой каменной оградой, образующей в плане вытянутый овал. Ограда сложена насухо из грубо обработанных и необработанных камней местных пород. В кладке отмечено несколько травертиновых блоков, вероятно, вторичного использования. Скорее всего, по существовавшей практике, они были перенесены из кладки руинированной средневековой церкви для освящения новой постройки.
У алтарной стены храма произрастает ясень обыкновенный, который, по народной традиции, составляет часть священного комплекса дзуара Саниба. Ясень имеет порослевое происхождение и его стволы могут меняться на одной корневой системе. Старейший из пяти существующих стволов в 2000 г. датирован в пределах 210–260 лет. Порослевое происхождение дерева объясняет народные представления о его вечности и позволяет предположить одновременность его посадки, как образа древа жизни, со строительством самого храма.
Литература
Баракова Е. Е. Этнографические записи. 1938. НА СОИГСИ . Ф. 4. Оп. 1. Д. 64. Л. 55–58.
Белецкий Д. В. Материалы к изучению позднесредневекового зодчества Северного Кавказа // ИФА. 7. Владикавказ, 2011. С. 45–47.
Лакисов В. Садонский район, натуральная съемка и эскизы памятников архитектуры СОАССР 1946 г. НА СОИГСИ . Ф. 6. Оп. 1. Д. 9. Л. 52.
Мамиев М. Э. Позднесредневековые памятники церковной архитектуры Северной Осетии // Церковные древности. Сборник докладов и конференций (27 января 2000 г.). М., 2001.
Пищулина В. В. Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья. Ростов н/Д., 2006. С. 146–148.
Тменов В. Х. Средневековые историко-архитектурные памятники Северной Осетии. Орджоникидзе, 1984. С. 184.
Тменов В. Х. Зодчество средневековой Осетии. Владикавказ, 1995. С. 417, рис. 64, 3–4.
Изображения

Дзуар Саниба, с. Архон

Дзуар Саниба, с. Архон

Геометрический орнамент на наружной поверхности алтарной стены

Дзуар Саниба, с. Архон. Рис. И.А. Мамиева. 1948 г.

Дзуар Саниба, с. Архон. План. По И.А. Мамиеву. 1948 г.

Орнамент на алтарной стене. Рис. И.А. Мамиева. 1948 г.