Дзуар Саниба, с. Архон

Святилище «Саниба». Объект культурного наследия регионального значения (ЕГРОКН № 151610610120015). РСО-Алания, Алагирский район, с. Архон.

 

Описание памятника

Дзуар расположен на одной из земледельческих террас северного террасированного склона горы Фуга, в 1 км к западу от с. Архон. Координаты: 42°49'48.9"N 44°06'16.1"E.

Строительство дзуара Саниба (Санибайы дзуар) относится к XVI–XVII вв., времени ослабления канонического православия и оформления народного христианства в Алании. Простая и лаконичная архитектура дзуара Саниба отразила в себе происходивший переход. Изначальная христианская принадлежность храма воплощена в его общем архитектурном решении, посвящении Св. Троице (Саниба), а также народной традицией, отраженной, в частности, в предании о строительстве, записанном со слов местных жителей в документе от 1859 г. Дзуар Саниба особо почитается жителями сс. Архон и Дейкау.

Здание дзуара представляет собой уникальную модель православного храма, в которой обозначены основные элементы планировки зальной церковной архитектуры – разграниченные преградой алтарь и наос, соединяющиеся центральными вратами. Незначительные размеры каждого из указанных элементов лишают внутреннее пространство дзуара литургического значения, что подчеркивается и отсутствием престола в алтаре. Все это указывает на моделирование канонической архитектуры и создание символической модели православного храма. В то же время, с точки зрения распространенного церковного канона, архитектура дзуара имеет ряд неточностей. В их числе, например, подквадратная планировка здания и ориентировка алтаря на северо-запад.
Храм представляет собой четырехугольное в плане здание с двускатным перекрытием и кровлей из сланцевых плит. Фасады к верху незначительно сужаются. Кладка выполнена из грубо обработанных камней местных пород и речного булыжника на известковом растворе. Здание побелено, снаружи оштукатурено, изнутри швы затерты известковым раствором. Внутренний объем храма разделен массивной стеной на «алтарь» и «наос». Оба помещения сообщаются посредством лаза арочной формы, который закрывается деревянной дверью, вытесанной из цельной доски, которая устанавливалась в проем с помощью выступающих по продольному торцу пальцев, вставлявшихся в специальные отверстия деревянных притолоки и порога. Пол земляной. Внутренние углы между несущими стенами заовалены. В алтарной части зафиксированы три полки – вмурованные в кладку сланцевые плиты. Еще одна аналогичная полка устроена в юго-запад-западной глухой стене наоса.

Входной проем арочный, расположен в юго-западной стене. В «алтаре» два стрельчатых оконных проема – в северо-западной, алтарной, и северо-восточной стенах. Еще один аналогичный оконный проем устроен в северо-восточной стене «наоса». Оконные проемы вырезаны в поставленных в наружную кладку травертиновых плитах. На наружной поверхности алтарной стены прочерченый по сырой штукатурке геометрический орнамент – три концентрические окантовки стрельчатого оконного проема, справа и слева от которого расположены две цилиндрические ниши, левая обведена тремя, а правая двумя концентрическими окружностями. Еще одна ниша устроена снаружи юго-восточной стены, справа от входного проема.

Здание храма обнесено невысокой каменной оградой, образующей в плане вытянутый овал. Ограда сложена насухо из грубо обработанных и необработанных камней местных пород. В кладке отмечено несколько травертиновых блоков, вероятно, вторичного использования. Скорее всего, по существовавшей практике, они были перенесены из кладки руинированной средневековой церкви для освящения новой постройки.
У алтарной стены храма произрастает ясень обыкновенный, который, по народной традиции, составляет часть священного комплекса дзуара Саниба. Ясень имеет порослевое происхождение и его стволы могут меняться на одной корневой системе. Старейший из пяти существующих стволов в 2000 г. датирован в пределах 210–260 лет. Порослевое происхождение дерева объясняет народные представления о его вечности и позволяет предположить одновременность его посадки, как образа древа жизни, со строительством самого храма.
 

Литература

Баракова Е. Е. Этнографические записи. 1938. НА СОИГСИ . Ф. 4. Оп. 1. Д. 64. Л. 55–58.
Белецкий Д. В. Материалы к изучению позднесредневекового зодчества Северного Кавказа // ИФА. 7. Владикавказ, 2011. С. 45–47.
Лакисов В. Садонский район, натуральная съемка и эскизы памятников архитектуры СОАССР 1946 г. НА СОИГСИ . Ф. 6. Оп. 1. Д. 9. Л. 52.
Мамиев М. Э. Позднесредневековые памятники церковной архитектуры Северной Осетии // Церковные древности. Сборник докладов и конференций (27 января 2000 г.). М., 2001.
Пищулина В. В. Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья. Ростов н/Д., 2006. С. 146–148.
Тменов В. Х. Средневековые историко-архитектурные памятники Северной Осетии. Орджоникидзе, 1984. С. 184.
Тменов В. Х. Зодчество средневековой Осетии. Владикавказ, 1995. С. 417, рис. 64, 3–4.

Изображения