Храм Сатай-уобай, с. Лезгор

Склеп «Сатай уобау» Лезгор . Объект культурного наследия регионального значения (ЕГРОКН № 151410044690036). РСО-Алания, Ирафский район, с. Донифарс.
В реестре ошибка – вместо уобау, ‘курган’, должно быть уобай, ‘склеп’. Возможна и форма обай. Храм Сатай-обау находится ближе к с. Лезгор, чем к с. Донифарс.

 

Описание памятника

Храм Сатай-уобай находится на вершине естественного холма, возвышающегося на обширном могильнике Сатай-рах (Сатай рагъ, ‘[Горный] гребень Сата’) на пологом гребне между сс. Лезгор и Донифарс, в 600 м к юго-юго-западу от с. Лезгор и 800 м к северу от с. Донифарс. Координаты: 43°00'32.7"N 43°46'09.3"E.

Храм доминирует над территорией обширного могильника эпохи средневековья – нового времени, включающего многочисленные склепы, надгробные сооружения грунтовые погребения в каменных ящиках и цырты.

Название храма Сатай уобай, или Сатай зæппадз, ‘Склеп Сата’, происходит от личного имени Сата – легендарного основателя Лезгора и Донифарсской гражданской общины, включавшей сс. Лезгор, Донифарс и Кумбулта. Название храма прямо указывает на его погребальный характер, а изначальное посвящение Николаю Чудотворцу было письменно засвидетельствовано в официальном отчете 1780 г. протоиерея Иоанна Болгарского. Особое почитание Николая Чудотворца было издревле распространено на территории Донифарсской общины и сохранилось в Лезгоре даже после принятия здесь ислама.

Название окружающей местности, значительные размеры, подчеркнуто главенствующее расположение храма на высоком холме, в стороне от более поздних склепов обширного некрополя, и сохранившаяся в народной памяти идентификация этого памятника с именем легендарного основателя Донифарсского общества определяют высокий социальный статус постройки. Проведенные в наосе храма раскопки открыли три одиночных погребения в каменных ящиках, совершенных по христианскому обряду и датированных XV в. По всей вероятности, останки погребенных, двух мужчин и одной женщины, принадлежат Сата и членам его семьи.

Сатай-обау относится к числу погребальных храмов XV в., построенных в постгосударственную эпоху истории Алании, когда ослабление церковной ортодоксии отразилось на архитектуре храмов этой группы. Ближайшие аналогии: Авд-дзуар, с. Галиат; Рухс-дзуар, с. Фараскатта.

Сатай-уобай представляет собой очень маленький безапсидный ложносводчатый зальный храм с алтарем, отделенным от наоса каменной преградой со стрельчатой аркой, ориентированный на юго-восток-восток. В плане здание храма трапецевидной формы. Стены значительной толщины, сложены насухо в технике произвольной порядной кладки из грубо обработанных разноразмерных плиточных камней, снаружи и изнутри были оштукатурены. Стены имеют внутренний наклон, северная и южная плавно переходят в ложносводчатое перекрытие, изнутри стрельчатое, снаружи с плоским узким верхом, на котором был установлен треугольный в сечении камень с шириной основания 40 см, с выбитым равноконечным крестом высотой 22 см. На внешней поверхности свода выпущены по три горизонтальные  симметрично расположенные полки, членящие свод на примерно равные зоны. Нижние полки служат карнизами, обозначающими место перехода от стены к своду.

По центру западной стены на высоте 0,75 м от уровня земли устроен входной проем с порогом из цельной плиты и завершением в виде ложной стрельчатой арки. По форме, расположению и размерам проем напоминает лазы расположенных на территории некрополя позднесредневековых склепов. В восточной стене устроено расширяющееся внутрь алтарное окно.

Пол земляной, его уровень значительно ниже порога и несколько ниже уровня земной поверхности. Над входным проемом ранее находился сосуд-голосник. Наос отделен от алтаря массивной каменной преградой, повторяющей форму ложного свода. В центральной части преграды устроены вытянутые стрельчатые врата, скошенные к северной стене, без порога, с перемычкой из подтесанного каменного блока в верхней части сужающегося пролета. Алтарь узкий, в форме неправильного вытянутого вдоль восточной стены прямоугольника. Под алтарным окном располагался не сохранившийся каменный престол.

Размеры: габариты – 4,20 х 5,75 м; высота 4,30 м.

Литература

Басилов В.Н., Кобычев В.П. Николайи кувд (осетинское празднество в честь патрона селения) // Кавказский этнографический сборник. Вып. VI. М., 1976, сс. 147-148.
Белецкий Д.В. Материалы к изучению позднесредневекового зодчества Северного Кавказа // ИФА. 7. Владикавказ, 2011. С. 29-30, 34-36, 41.
Кокиев Г. Склеповые сооружения Горной Осетии. (историко-этнологический очерк). Владикавказ, 1928, С. 17-19, рис. 28.
Кобычев В.П. Храмов древние стены… // СЭ. 1977, №. 4. С. 148-150.
Кузнецов В.А. Зодчество феодальной Алании. Орджоникидзе, 1977, сс. 154-155; рис. 28 (2), 29 (4-5).
Лакисов В. Материалы экспедиции по памятникам старины, собранный членом экспедиции архитектором-художником В. Лакисовым с 2-го сентября по 17 октября 1945 года в Махческом районе СОАССР. НА СОИГСИ. Ф. 6. Оп. 1. Д. 8.
Мамиев М.Э. Аланское православие: история и традиция. М., 2014. С. 223-224.
Пищулина В.В. Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья. Ростов н/Д., 2006. 121.
Тменов В.Х. Зодчество средневековой Осетии. Владикавказ, 1995. С. 164-166, 414, рис. 61 (5-8).

Изображения