Описание памятника
Комплекс Аларды-дзуар расположен на правом берегу р. Садондон, в нижней части скалистого отрога, возвышающегося с севера над с. Нижний Згид. Координаты: храма – 42°51'40.7"N 43°56'54.2"E; башни – 42°51'41.6"N 43°56'53.7"E.
Представляет собой военно-религиозный комплекс, состоящий из башни и позднесредневекового храма, построенного в подражание христианской церкви, а также сохранившихся развалин сооружений, предназначенных для коллективных молений.
Дзуар посвящен Аларды – повелителю оспы, регулярные эпидемии которой имели особенно тяжелые последствия для Алании, как и многих других стран средневекового мира. Развитие культа Аларды относится к позднему средневековью и связано с тотальным распространением натуральной оспы в Европе в XV в. Посвящение происходит от местности Алаверды в Кахетии, где находится древний храм Иоанна Крестителя, собиравший многочисленных паломников, нуждавшихся в исцелении. Широчайшее почитание Аларды было вызвано страхом перед массовой смертоносной болезнью, от которой страдали, в первую очередь, дети. Повелителю оспы посвящали многочисленные дзуары, основным из которых был Аларды-дзуар в Нижнем Згиде. Следует отметить, что из всех дзуаров, посвященных повелителю оспы, только згидский представляет собой зальную постройку. Здесь же происходило и самое продолжительное празднование, длившееся три недели или месяц, начиная со второй недели после Пасхи. Время строительства храма совпадает с распространением массовых эпидемий оспы в Алании и датируется приблизительно XVI в., периодом оформления народной концепции символического церковного зодчества.
Изначально Аларды-дзуар составлял единый комплекс с расположенной выше по склону, в 20 м к северо-северо-западу, сторожевой башней, возведенной в более ранний, государственный, период средневековой истории Алании. Находясь в начале дороги на Згидский перевал, башня занимала стратегическое положение в глубине Садонского ущелья и была частью государственной системы контроля путей сообщения, требовавшей постоянной гарнизонной службы. В постгосударственный период башня утратила военное значение подобно остальным фортификационным сооружениям, требовавшим постоянного присутствия гарнизона. Впоследствии на нижней площадке был построен храм, посвященный Аларды.
В народном фольклоре башня стала жилищем известной Згидской красавицы (Зджыды рæсугъд), происходившей, согласно преданиям, из фамилии Цагараевых (Цæгæратæ).
Комплекс расположен на нижнем уступе скалистого гребня, господствующего над окружающей местностью. Наиболее ранним сооружением комплекса следует считать башню, построенную на искусственно выровненной вершине уступа.
Храм находится на нижней, более широкой, искусственно выровненной площадке. К западу от храма, на прилегающем к нему пологом склоне расположены сохранившиеся основания цардагов – строений для коллективных молений и хранения необходимого для подготовки богослужений и коллективных трапез инвентаря.
От башни сохранилась только нижняя часть, северо-западный угол утрачен. Башня в плане трапециевидная, к верху незначительно сужается, входным проемом ориентирована на северо-восток. Кладка произвольная порядная, выполненная насухо из грубо обработанных разноразмерных камней с затиркой швов известковым раствором, незначительные фрагменты которого сохранились в наружных швах. Камни основания стен более крупные, но соразмерны блокам сохранившихся верхних рядов кладки. Все стены, кроме западной, выстроены на скальных выступах. Основание западной стены представляет собой субструкцию, опирающуюся на выровненную площадку, края которой образуют карниз по периметру основания башни. Входной проем ложноарочный, устроен у основания северо-восточной стены, ведет на небольшую скальную площадку. Внутри проема сохранился фрагмент деревянного косяка.
Размеры башни: прослеживаемые габариты 3,40 х 4,60 м; максимальная высота 2,75 м; ширина и высота входного проема 0,68 и 1,35 м; толщина стен 0,80 м.
Храм представляет собой лаконичную подпрямоугольную в плане зальную постройку. Ориентирован по длинной оси с востока на запад. На прослеживаемых участках стены сложены из разноразмерных мало обработанных камней с использованием известкового раствора. Снаружи стены оштукатурены и побелены, изнутри швы частично затерты. Фасады незначительно сужаются, линии углов неровные. Перекрытие позднее, четырехскатное с коротким коньком, с жестяной кровлей, увенчано купольным восьмиконечным крестом. Подобный крест кон. XIX – нач. XX в., датируемый дореволюционным временем, подвешен на надочажной цепи (рæхыс) на южном фасаде, у северо-восточного угла здания. Арочный входной проем находится в южной стене, с небольшим смещением к юго-западному углу. Дверь позднего изготовления. По вертикальной оси фасада над дверным проемом устроена ниша в виде разделенного горизонтальной полкой перевернутого треугольника. В верхних частях восточного и западного фасадов находится по небольшому световому проему – прямоугольному и подтреугольному, со смещением, соответственно, к юго-восточному и юго-западному углам здания. Справа от арочного завершения входного проема расположен отпечаток правой ладони взрослого человека, с растопыренными пальцами, тщательно вдавленный по сырой штукатурке. Аналогичный отпечаток фиксируется на восточной стене храма. У правого внешнего дверного откоса находилось небольшое изображение простого креста, зафиксированное художником Лакисовым в 1946 г. и впоследствии утраченное с частью штукатурки, вероятно при замене дверной коробки. В восточной стене выступают два вмурованных в кладку отростка рогов, один из них со спиленным концом. Пол земляной. Ранее внутри помещения находились несколько икон и пара крупных оленьих рогов.
У северной стены храма устроена небольшая искусственно выровненная площадка для выполнения ритуальных действий, укрепленная невысокими подпорными стенками, сложенными насухо из слабообработанных камней. К западу и юго-западу от храма сохранились основания цардагов и подпорные стенки, выполненные в аналогичной технике кладки. Вполне вероятно, что для строительства этой, периферийной, части комплекса использовались камни, вывалившиеся из руинированной башни.
Размеры храма: габариты 3,70 х 4,20 м; максимальная высота 2,60 м; ширина и высота входного проема 0,67 и 1,27 м.
Литература
Зджыды рæсугъд (Красавица Згида). Информационный бюллетень осетинского фольклора. № 6, август, 2013. Сост. Д.В. Сокаева. Владикавказ, 2013.
Лакисов В. Садонский район, натуральная съемка и эскизы памятников архитектуры СОАССР 1946 г. НА СОИГСИ. Ф. 6. Оп. 1. Д. 9.
Семенов Л. П. Археологические разыскания в Северной Осетин. ИСОНИИ, XII. Дзауджикау, 1948. С. 52.
Тменов В.Х. Средневековые историко-архитектурные памятники Северной Осетии. Орджоникидзе, 1984. С. 172.
Тменов В.Х. Зодчество средневековой Осетии. Владикавказ, 1995. С. 417, рис. 63, 1-2.
Тменов В.Х., Уарзиати В.С. К вопросу о происхождении и датировке осетинских дзуаров Рыныбардуаг и Аларды. // Вопросы осетинской археологии и этнографии. Вып. 1. Т. XXXVI. Орджоникидзе, 1980.
Чибиров Л.А. Народный земледельческий календарь осетин. Цхинвал, 1976. С. 148-149, табл. XII Б.
Изображения

Комплекс Аларды-дзуар, с. Згид. Башня

Комплекс Аларды-дзуар, с. Згид. Башня

Аларды-дзуар, с. Згид.

Аларды-дзуар, с. Згид