Описание памятника
Географические координаты: 43°01'45.0"N 44°40'49.0"E
Участок, на котором расположен комплекс зданий, относившихся к синематографу «Пате» (после революции: кинотеатр № 2; «Горец»; «Комсомолец»), находится в исторической части города на пр. Мира, ближе к углу ул. Станиславского. Ограничен с запада пр. Мира, а с востока жилой частной застройкой, с юга к нему примыкает соседнее здание, расположенное вдоль проспекта, с севера – угловое г-образное четырехэтажное здание первого в истории Северной Осетии телецентра, построенное в 1937 г.
В комплекс входят здания, выходящие на пр. Мира (№ 21 и № 23) и пристройка к зданию № 23 (1911 г.), уходящая в глубину двора на восток.
Прямоугольное кирпичное здание № 23, расположенное в ряду сплошной застройки западной стороны проспекта Мира (бывш. Александровский проспект), к которому обращено восточным фасадом, было построено в 1878 г. (по другим данным — в 1887 г.).
Чтобы понять значимость простого, с архитектурной точки зрения, здания, стоит немножко оглянуться назад и обратиться к истории. В 1903 г. в Москве прославленная французская фирма «Pathé» открыла первый небольшой склад, а в 1907 г. во Владикавказе братья Шарль и Эмиль, решившие открыть в столице Терской области один из своих синематографов (первый в России, за год до открытия московского отделения фирмы), взяли в аренду здание, которое принадлежало на правах частного особняка состоятельной жительнице Владикавказа Александре Аксеновой.
Газета «Терек» в июне 1907 г. писала: «Приехали инженеры братья Пате из Парижа с целью синематографическим способом снять жизнь Кавказа. Покорнейше просим живущих у подножья гор, в деревнях, станицах и аулах оказать содействие при снимках как местностей, так и картин туземной жизни. Адрес: Владикавказ, гостиница "Европа"».
10 мая 1909 г. та же газета «Терек» писала: «Кинематограф «Пате» с понедельника, 11 мая, при новой программе, во время демонстрирования картин будет играть солист-скрипач, свободный художник Р. И. Каминский».
Вплоть до 1911 г. «Пате» был чуть ли не единственным кинотеатром во Владикавказе, не считая того, что в городском театре, общественном собрании и коммерческом клубе иногда устраивались синематографические сеансы. Это обстоятельство во многом ставило «Пате» в выгодные условия. Он являлся первым официальным поставщиком кинопродукции и «Пате-журналов» во Владикавказ.
24 января 1911 г. по утвержденному начальником Терской области проекту итальянским акционерным обществом к зданию было пристроено дополнительное помещение, а уже 4 августа того же года владикавказскому полицмейстеру сообщали, что «... работы по пристройке помещения синематографа... закончены и в нём открыт электробиограф "Патé"». Зал был рассчитан на 250 мест. Сеанс длился 40 мин. Зрительный зал располагался на 1 этаже, а весь 2-й этаж использовался под жилые помещения.
Так появилась пристройка, уходящая вглубь двора, полностью оборудованная под технологии тогдашней индустрии кино. Тут же, в подвале, размещался популярный у владикавказских «светских львов» ресторан «Сан-Ремо»: в его помещении до сих пор сохранилась чаша бившего здесь когда-то фонтана…
«Пате» находил возможность изыскивать и показывать фильмы особо «нашумевшие и привлекательные для зрителя». Программа вечера никогда не ограничивалась одним фильмом. Сверх программы зрителю предлагались комические журналы, аттракционы, оригинальные имитации и др. Так, в 1913 г. владельцы театра «Пате» Н. Сахаров, С. Шихман, С. Позин и Г. Аптекман просили: «разрешить нам в театре „Пате” после каждого сеанса ставить небольшие пьесы».
Перемены в историю синематографа г. Владикавказа внёс 1918 год. Пролеткультовцы С. Косирати и К. Гатуев обратились в Северо-Осетинский Училищный Совет с просьбой принять синематографические заведения под свое покровительство. 28 ноября 1918 г. в здании начал работу V съезд народов Терека под руководством Г. К. Орджоникидзе. Затем, из-за малой вместимости зала, съезд продолжил свою работу в здании Кадетского корпуса. С 14 января 1923 г. название «Пате» сменил «Гос. кинотеатр №2», а с декабря того же г. по 17 июня 1931 г. он действовал как «Сов. Кино № 2», на смену ему пришло название «Горец», 17 апреля 1935 г. «Горец» заменили вывеской «Комсомолец». Тогда же, в советский период, были добавлены помещения соседнего здания под Малый зал.
Дом Аксеновых представляет собой двухэтажное кирпичное здание, построенное в 1878 г. в стиле эклектики, прямоугольное в плане, с первым торговым этажом и вторым гостиничным, имеющими самостоятельные входы.
Здание это уникально хотя бы тем, что все остальные дореволюционные кинотеатры в стране не сохранились.
В мае 2020 г. правительством Северной Осетии принято решение о передаче объекта культурного наследия федерального значения – кинотеатра «Комсомолец» во Владикавказе – Мариинскому театру.
Литература
Джанаева А. А., Бязрова Л. В. Художественный музей имени Махарбека Туганова // Вестник Национального музея РСО -Алания. Вып. 1. Владикавказ, 2020. С. 18–27.
Канукова З. В. Старый Владикавказ. Историко-этнологическое исследование. Изд. 2-е. Владикавказ, 2002. С. 90–91, 101.
Материалы Хурумова В. И. Научный архив ГБУ «Наследие Алании».
Список недвижимых имуществ по г. Владикавказу для раскладки оценочного сбора. Владикавказ, 1906. С. 30.
Торчинов В. А. Владикавказ. Краткий историко-краеведческий справочник. Владикавказ, 1999. С. 134–135.
Изображения

Синематограф «Пате»

Синематограф «Пате»

Синематограф «Пате»