Церетели, 6–8, строение 24. Резиденция архиереев Владикавказской епархии с храмом во имя Святого Владимира. Вторая половина XIX — начало XX в.

Церетели, 6–8, строение 24. Архиерейский дом с храмом во имя Святого Владимира. Выявленный объект культурного наследия РСО-А.

 

Описание памятника

Географические координаты: 43°01'30.2"N 44°41'12.0"E

Здание поставлено по северной границе обширного квартала, ограниченного улицами Церетели (бывш. Крепостная и Стрелковая), Ватутина (бывш. Шоссейная), Армянской (бывш. Армянская и Вревская), Димитрова (бывш. Церковная). Нынешний квартал объединил несколько исторических кварталов, занятых комплексом зданий резиденции начальника Терской области и Пушкинским сквером, устроенным на месте Спасо-Преображенского («старого») собора, Архиерейской резиденцией, грузинским училищем с церковью, епархиальным женским училищем, вторым реальным училищем. В квартале на противоположной стороне ул. Церетели до 1930-х гг. возвышался «новый» собор во имя Архистратига Михаила. В юго-восточной части соборного квартала до сих пор сохранились несколько двухэтажных кирпичных домов, принадлежавших епархии, где размещались богадельня, больница и дома для служащих.

В конце XVIII века участок, впоследствии занятый архиерейской резиденцией, располагался сразу за восточным бастионом крепости Владикавказ. Здесь, на активном возвышении, образованном второй надпойменной террасой реки Терек, поднялись дом начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска, так называемый «Атаманский дворец»; корпуса военного ведомства; кафедральный Михаило-Архангельский собор; епархиальная резиденция; несколько учебных заведений и Музей Терской области.

На рубеже XIX–ХХ вв. эта часть города стала административным и духовным центром столицы Терской области. Епископская кафедра, входившая в Грузинский экзархат на правах викариатства, была учреждена во Владикавказе еще в 1875 году. Долгое время из-за отсутствия средств на постройку собственного здания резиденция архиерея размещалась в наемных малоудобных помещениях. В 1884 году, в преддверии преобразования Владикавказского викариатства во Владикавказскую епархию и благодаря ходатайствам Преосвященного епископа Иосифа (Чепиговского), были выделены средства на приобретение домовладения для архиерея. Оно располагалось на пересечении ул. Ружемятинской с ул. Крепостной, напротив Соборной площади, где с 1872 года с перерывами велось строительство кафедрального собора. Это был двухэтажный особняк, выстроенный, по всей видимости, во второй половине XIX века, в так называемом русском стиле. В его объемно-пространственной композиции были акцентированы центральный ризалит на главном фасаде с итальянским окном в уровне второго этажа и лоджия на восточном фасаде. Свесы крыши украшали резные подзоры, что запечатлено на фотографиях конца XIX века.

В 1894 году Владикавказская и Моздокская епархия была выведена из подчинения экзарха Грузии. Территория епархии значительно расширилась за счет включения Дагестанской области и осетинского села Новогеоргиевского Кубанской области. В определенной степени это повлекло за собой расширение и развитие резиденции, придание ее облику большей монументальности и привлекательности.

В 1896 году при епископе Владимире (Сеньковском) к особняку с северной стороны был пристроен новый объем, на первом этаже и в подвале которого размещались помещения для нужд епархии, на втором этаже была устроена Крестовая церковь во имя святого Владимира, являвшаяся домовым храмом при архиерейском доме, где совершал повседневные богослужения правящий архиерей. Новый объем получил нарядное декоративное оформление фасадов в русском стиле, элементы отделки пластически выделены кирпичом. В декоре были использованы кокошники, ширинки, руст, многопрофильные карнизы. С западной стороны к нему примкнула трехъярусная колокольня с шатровым завершением.

В 1909 году в восточной части участка было выстроено еще одно двухэтажное здание на полуподвале под размещение епархиального управления. Г-образное в плане здание под вальмовой кровлей имеет скромную отделку фасадов: по две оси на фасадах отмечены нишами высотой в два этажа, главный фасад завершается ступенчатым аттиком. В 1911 году при епископе Владикавказском и Моздокском Агапите (Вишневском) между зданием 1896 года постройки и зданием епархиального управления был заложен новый храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Особенностью храма стало то, что алтарь с полукруглой абсидой был вынужденно обращен на юг, а главный вход устроен с севера, с улицы Стрелковой. Храм, основанный как приходский, был выстроен в кирпичном стиле с использованием мотивов древнерусской архитектуры: с выразительным порталом, кокошниками, поребриком, зубчиками и пр. Таким образом, комплекс зданий резиденции Владикавказского архиерея, сформировавшийся в течение трех строительных периодов, включил в себя два храма, архиерейский дом, поместный дом. На территории архиерейского владения находились также конюшня, хозяйственные постройки и небольшой парк, уходивший на юг вглубь участка.

Главная роль в появлении комплекса принадлежит владикавказским епископам, в разное время приложившим немалые усилия для его развития. Начало формирования комплекса приходится на годы служения епископа Иосифа Чепиговского (1821–1890 гг.). В 1857 году он был возведен в архимандриты и назначен управляющим осетинскими приходами. 13 ноября 1875 года получил рукоположение в сан епископа Владикавказского, викария Карталинской и Кахетинской епархии Грузинского экзархата. Много трудился на пользу духовного просвещения православных осетин. Большое внимание уделял школьному образованию, написал учебник, руководил переводом богослужебных текстов. Управлял епархией вплоть до 1889 года, после чего по состоянию здоровья был отправлен на покой. Был назван «апостолом Осетии».

В 1922 году архиерейский дом (как и комплекс зданий администрации Терской области) был передан в пользование военному ведомству под размещение госпиталя. Восточное здание епархиального комплекса было отведено под квартиры советских и партийных деятелей. Позже в архиерейском доме разместилась городская ревматологическая больница. С начала 2000-х годов здание было заброшено и постепенно разрушалось.

В 2013 году здание архиерейского дома было возвращено Владикавказской епархии, началось его восстановление, продолжавшееся около 6 лет. Была воссоздана верхняя часть колокольни, являвшейся архитектурной доминантой комплекса, восстановлен и освящен во имя Святого Владимира приходский храм. Бывшее пространство Крестовой церкви, в советское время перекрытое и таким образом получившее третий этаж, приспособлено под кабинеты и приемную, фасады реставрированы. Реставрирован каретный сарай — единственная сохранившаяся на территории архиерейского владения хозяйственная постройка, расположенная в восточной части участка, представляющая собой одноэтажное здание г-образной в плане формы. Стены сложены из кирпича и булыжника. Перекрыто вальмовой кровлей. Торцевой фасад над карнизом завершен кирпичной стенкой с дверью для входа на сенник (чердак, где хранилось сено).

В настоящее время в Архиерейской резиденции располагаются: храм святого Равноапостольного князя Владимира, управление Владикавказской и Аланской епархии и Владикавказский духовно-просветительский центр. Комплекс зданий архиерейской резиденции возведен из кирпича. В архитектуре, выполненной в стилистике эклектики, использованы приемы русского стиля и рационализма. Декоративные элементы отделки фасадов пластически выделены кирпичом. Здание имеет сложную форму плана, поскольку состоит из разновеликих объемов, различных по функциональному назначению. На главном (северном) фасаде, обращенном на улицу Церетели, особенно щедро декорирована средняя часть — объема храма иконы Казанской Божьей Матери.


Первоначальное здание Архиерейской резиденции — особняк второй половины XIX века — сохранило лишь объемно-пространственную композицию. В ходе проведения реставрационных работ интерьеры здания были созданы заново.

Интерьер храма Святого Владимира выполнен объединенными мастерскими под руководством И. А. Красовского, Д. И. Иванникова, Т. П. Нацвина. Стены расписаны силикатными красками. Система росписи раскрывает христианскую историю Алании-Осетии, ее связь и общность с христианской историей Византии и России.

Один из красивейших культовых комплексов Владикавказа обладает значительной историко-культурной ценностью. Важно его градостроительное значение в историческом окружении и в формировании фронта исторической застройки улицы Церетели и окружающих кварталов исторического центра. Здание представляет собой комплекс разновеликих и разновременных объемов, деликатно объединенных в единую объемно-пространственную композицию. Историко-мемориальное значение определяется тем, что этапы его строительства и бытования связаны с именами выдающихся иерархов церкви.

Литература

ЦГА РСО -А. Ф. 17. Оп. 1. Д. 1а. Л. 20–20об, 21–21 об.; Ф. 62. Д. 35. Л. 150 об; Ф. 62. Д. 1097. Л. 1–11об.
Киреев Ф. С. Владикавказский духовно-просветительский центр. Историческая справка. https://blagos.ru/content/vladikavkazskiy-duhovno-prosvetitelskiy-centr https://blagos.ru/content/hram-svyatogo-ravnoapostolnogo-velikogo-knyazya-vladimira.
Торчинов В. А. Владикавказ. Краткий историко-краеведческий справочник. Владикавказ,1999. С. 126.
Цаллагов С. Ф. Владикавказ — летопись в камне. Книга-фотоальбом. Владикавказ: Веста, 2008. С. 108.

Изображения