Описание памятника
Территория храма сформировалась в середине ХIХ в., он расположен в историческом центре ст. Новоосетинской. Координаты: 43°42'07,7"N 44°23'47,5"E.
Решение строить новый храм «взамен старой деревянной маловместительной церкви, пришедшей в ветхость» было принято в 1909 г. В августе 1912 г. станичное общество избрало строительный комитет в составе: священника Василия Хубаева, К. К. Агоева, С. А. Лотиева, Н. М. Елбаева, А. И. Хамилонова, Н. И. Агоева, А. А. Сабеева, И. В. Бичерахова. Проект храма был заказан известному архитектору Ивану Васильевичу Рябикину (1845–1942), который получил образование в Институте гражданских инженеров в Петербурге и с 1901 г. работал во Владикавказе. На постройку церкви употребили 10 тыс. руб. из доходов от аренды общественных земель и беспроцентную ссуду в 15 тыс. руб. из сумм Терского казачьего войска. 11 августа 1913 г. состоялась закладка храма в станице Новоосетинской. Строительство продолжалось до конца 1917 г. Освящение нового храма состоялось 10 мая 1918 г. В 1920-е гг. церковь была закрыта, церковная утварь вывезена. В советское время здание храма использовалось как зернохранилище. Макушка колокольни и верхняя часть купола претерпели разрушения в годы Великой Отечественной войны. Возрождение храма и прихода произошло по инициативе жителей станицы.
Участок храма, имеющий в плане форму неправильного прямоугольника, вытянут с юга на север и южной стороной примыкает к ул. Октябрьской. Его размеры составляют примерно 55 × 90 м. Храм поставлен вдоль южной границы участка с отступом в 25 м от «красной» линии застройки.
Бесстолпный однокупольный храм с примыкающей с запада колокольней. Сооружен из кирпича с применением железобетона, цоколь выполнен из желтого песчаника. Основной односветный объем храма представляет собой восьмигранник с приставленными по углам пониженными компартиментами (в западных размещаются входные тамбуры). Каждая грань восьмерика увенчана фронтоном в форме кокошника, в поле которого находятся выполненные в форме креста световые проемы в чердачное пространство. Купол на сокращающемся в высоту двухъярусном световом барабане. С востока к основному объему примыкает пятигранная апсида, фланкированная по бокам двумя пастофориями, служившими дьяконником и жертвенником. Дьяконник соединен проемом только с апсидой, а жертвенник имеет выход и в наос храма.
Колокольня и основной объем соединены открытым внутрь храма притвором-трапезной. Колокольня трехъярусная, сужающаяся кверху. Нижний ярус четырехугольный в плане, южная, северная и западная грани которого завершаются фронтонами в форме кокошников с крестообразными проемами. Расположенные выше ярусы колокольни восьмигранные, сверху имитация еще одного восьмигранного яруса и невысокий шатер. Во втором ярусе колокольни треугольная форма фронтончиков над окнами чередуется с полукруглой. В объеме колокольни — винтовая лестница из сборных железобетонных ступеней, консольно защемленных в массиве стены, с легкими металлическим ограждением.
Храм имеет четыре входа. Один расположен с запада колокольни. Два других устроены в западных стенах основного объема по сторонам от притвора. Все три входных проема оформлены армированными бетонными крыльцами с цилиндрическими кессонированными сводами на восьмигранных опорах. Еще один вход, использовавшийся церковным причтом, сделан с северного фасада в северный же пастофорий-жертвенник.
Во внешнем декоре использованы разностильные элементы, типичные для архитектуры эпохи эклектики. Храм изначально не был оштукатурен снаружи. Открытая кладка сочеталась с выполненными из бетона (имитировавшими каменные детали) замковыми частями арочных перекрытий окон. На боковых фасадах основного объема имеется по пять окон первого света. Из них центральное имеет большую, по сравнению с боковыми, высоту. Окна на боковых фасадах колокольни сгруппированы по два, над ними устроен дополнительный проем круглой формы.
Внутреннее пространство храма отличается единством нерасчлененного опорами пространства, эффектно завершенного куполом с двумя линиями идущих по кругу окон. Вес перекрытия основного объема храма посредством арок передается на его мощные угловые части. Не несущие нагрузки части боковых стен основного объема под подпружными арками имеют незначительную толщину и прорезаны световыми проемами. Алтарная зона повышена, в ее центральную часть ведут две ступени. В храме предполагался только один престол — места для размещения приделов нет. Внутри никакой декорации не имелось, кроме кирпичных карнизов с сухариками в вертикальных простенках между окнами в барабане и консолей под подпружными арками, а также живописной орнаментальной полосы на высоте около полутора метров. Иконостас и престол отсутствуют — возможно, они и не были изготовлены.
До нашего времени дошла окраска имитаций кессонов в арочных перекрытиях крылец и рельефные кресты на «акротериях» в их торцах, деревянные рамы остекления между тамбурами и основным объемом, оригинального рисунка металлические решетки окон «первого света», а также покрытие пола метлахской плиткой. Внутри храма сохранились подлинные остекленные дверные створки тамбуров сложного рисунка, которые также необходимо сохранить.
Храм является примером поздней эклектики, его отличает смешение элементов различных стилей, характерных для русской, византийской и классической архитектуры. Общая компоновка постройки — традиционная для русской архитектуры XVII–XVIII вв. форма «кораблем» — колокольня с запада, посередине трапезная (в данном случае — обширный притвор) и основной объем с востока. Во внешнем декоре использованы элементы древнерусской (ширинки, кокошники, восьмерики, шатер колокольни, решетки в окнах пастофориев), византийской (форма барабана, компоновка элементов в центральном прясле основного объема и окон колокольни, сочетание открытой кирпичной кладки и имитирующих камень бетонных деталей) и классической (руст, кессоны) архитектуры.
К византийской архитектуре восходят такие важные черты, как восьмигранная форма основного объема, детали оформления боковых фасадов нижнего яруса и, наконец, оригинальное завершение храма, в интерьере создающее эффект «парения» купола.
Общие размеры в плане — 32,47 × 16,15 м, основной объем — 16,15 × 14,34 м.
Литература
ЦГА РСО -А. Ф. 143. Оп. 2. Д. 248. Л. 11–12, 23–24.
ЦГА РСО -А. Ф. 11. Оп. 62. Д. 1102. Л. 15–19.
Владикавказские епархиальные ведомости. № 14. 15 июля 1909 г. С. 430.
Изображения

Церковь Николая Чудотворца, ст. Новоосетинская

Церковь Николая Чудотворца, ст. Новоосетинская

Церковь Николая Чудотворца, ст. Новоосетинская