Черменский проезд, 6. Здания железнодорожного технического училища, с 1918 г. — Владикавказского железнодорожного техникума. 1902, 1904 гг.

Черменский проезд, 6. Здания железнодорожного технического училища, с 1918 г. — Владикавказского железнодорожного техникума, где учились: писатель Хадзыбатр Навиевич Ардасенов, Герои Советского Союза Ахсарбек Магометович Абаев, Виктор Павлович Галкин, Василий Алексеевич Горин, Николай васильевич Калуцкий, Александр Степанович Корнев. 1902, 1904 гг. (Литеры В, Д). Объект культурного наследия регионального значения (ЕГРОКН № 151821333440005).

 

Описание памятника

Географические координаты:  43°02'35.5"N 44°41'13.5"E

Строения Владикавказского техникума железнодорожного транспорта составляют технический городок, расположенный в восточной части города Владикавказ — в старейшей транспортно-промышленной зоне, примыкающей к железнодорожной станции Владикавказ. Технический городок огражден кирпичным забором, главный вход на территорию — с юго-восточной стороны. Территория заасфальтирована и озеленена газонами.

В состав памятника входят два здания. Трехэтажный учебный корпус № 1, возведенный в 1904 г., а в 1928 г. восстановленный после пожара в первоначальном виде — исторически это основной учебный корпус техникума. Одноэтажный учебный корпус № 5, возведенный в 1904 г., а в 1928 г. восстановленный после пожара в первоначальном виде — исторически это мастерские, где воспитанники техникума приобретали практические навыки. Возведенное в 1946 г. дополнительное рабочее помещение и пристроенный позже вестибюль, хотя и портят внешний вид, однако не разрушили первоначальную структуру строения.

Открытие Владикавказского технического железнодорожного училища состоялось 2 сентября 1902 г. Постоянные помещения были построены для училища в 1904 г., — в них и располагается сегодня техникум. Один корпус был отведен под общежитие на 90 человек, столовую и кухню, гардеробы и кладовые. В другом корпусе помещались баня и прачечная, в третьем — квартиры начальника и инспектора училища. Два здания использовались под учебные цели.

Училище готовило так называемых «второстепенных техников» — специалистов широкого профиля. Обучение длилось три года. Ежегодно принимали 30 учащихся мужского пола, поэтому общий контингент не превышал 90 человек. Первый выпуск техников, получивших аттестаты о полном окончании курса обучения, состоялся в 1907 г., последний — в 1919 г. За весь дореволюционный период училище подготовило 420 техников.

В 1918/1919 учебном году училище было преобразовано в техникум: по терминологии того времени — «среднетехническое строительное железнодорожное училище» с задачей готовить специалистов среднего звена. С 1922/1923 учебного года вместо техников-строителей здесь стали готовить техников-механиков паровозного хозяйства. С 1929 по 1937 г. на базе Владикавказского вагоноремонтного завода действовало вечернее отделение вагонного хозяйства, где учились начальники цехов, их заместители, мастера и рабочие. Всего состоялось пять выпусков.

В 1933 г. открылось отделение сигнализации, централизации, блокировки и связи, в 1934 г. — отделение вагонного хозяйства (его закрыли в 1942 г.). К 1939 г. в техникуме было уже три отделения: движения и грузовой работы, вагонного хозяйства, СЦБ и связи.

В 1945/1946 учебном году было открыто отделение по подготовке техников тепловозного хозяйства. Ни одно учебное заведение их тогда не готовило, не было ни технической, ни тем более учебной литературы. Главное управление учебных заведений МПС СССР предложило написать учебник по тепловозам преподавателям Орджоникидзевского техникума, выбранным из специалистов всей страны. Их знания и опыт были сочтены наиболее убедительными, и в 1951 г. в свет вышел учебник «Тепловозы», который написали С. А. Шафрановский, Н. З. Переверзев, Н. И. Королев. В последующие годы этот учебник выдержал несколько изданий.

С 1 апреля 2008 г. техникум был реорганизован в форме присоединения в качестве обособленного структурного подразделения ГОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения».

С Владикавказским техникумом железнодорожного транспорта связано историческое начало всей системы начального и среднего профессионального технического образования в регионе Центрального Кавказа. Здесь в свое время учились писатель Хадзыбатр Навиевич Ардасенов, Герои Советского Союза Ахсарбек Магометович Абаев, Виктор Павлович Галкин, Василий Алексеевич Горин, Николай Васильевич Калуцкий, Александр Степанович Корнев. Традиции подготовки квалифицированных кадров для предприятий железнодорожного транспорта и других отраслей промышленности, заложенные более столетия назад, сохраняются и сегодня.

Здание Владикавказского техникума железнодорожного транспорта является примером объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), продолжающего свою первоначальную функцию.

Здание корпуса № 1 — трехэтажное, г-образной конфигурации в плане, в целом вытянуто по оси СЗ–ЮВ , боковое крыло примыкает к северному углу заднего северо-восточного фасада основного прямоугольного корпуса. Лицевой юго-западный фасад строения обращен внутрь двора (технического городка).

Здание корпуса № 5 — одноэтажное, конфигурация исторической части строения в плане приближается к квадрату; имеет дополнительное рабочее помещение, пристроенное к восточной половине задней юго-восточной стены, и пристройку-вестибюль к основному входу со стороны лицевого северо-западного фасада.

Литература

Доморозов А. И. История Владикавказского технического железнодорожного училища и Орджоникидзевского техникума МПС за семьдесят лет. 1902–1972. [Рукопись] Орджоникидзе, 1978.
История железнодорожного транспорта России. Т. 1. 1836–1917. СП б., 1994.
История России XIX — начала XX в. / Под ред. В. А. Федорова. М.: Зерцало, 1998.
Шафрановский С. А., Переверзев Н. З., Королев Н. И. Тепловозы. (Конструкция, расчеты, ремонт). М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1955.

Изображения