Описание памятника
Дом выдающегося осетинского скульптора Сосланбека Михайловича Едзиева (1865–1953) расположен по адресу ул. Хетагурова, 98-а. Координаты: 43°06'19.99"N 44°06'11.37"E.
Дом возвышается в центральной части селения, на подъеме на одну из левобережных террас реки Урсдон. Он до сих пор выделяется в малоэтажной застройке квартала. Дом стал главной постройкой усадьбы, формирование которой относится к началу XX в. Земельный участок поселившегося здесь в 1903 г. Сосланбека Едзиева оказался тогда на границе между двумя новыми селениями — Карман и Синдзикау. По воспоминаниям родственников и современников, С. Едзиев доставлял из русла р. Урсдон к месту строительства дома громадные валуны и обтесывал их в каменные блоки. Строительство дома затянулось, оно велось с перерывами: необходимо было зарабатывать средства на обеспечение многочисленной семьи (семеро детей). Дом был завершен к 1910 г. Однако строительство каменной ограды, входной группы и других частей усадьбы растянулось на последующие годы. Уникальный дом, построенный по проекту владельца и украшенный им барельефами, сразу стал достопримечательностью не только с. Карман-Синдзикау. Выдающийся художник М. Туганов в 1931 году написал о доме: «Вся Дигория знает его дом, украшенный каменными фигурами и барельефами. Второго такого дома здесь не найти: и двери, и фасад и деревянная колонна — все здесь выполнено руками Сосланбека». С. Едзиев по заказам построил еще несколько домов с барельефами в других селениях.
В 1960-х гг. к юго-западной стене дома С. Едзиева его сыном, художником Г. С. Едзиевым, был пристроен второй двухэтажный дом на территории усадьбы Едзиевых.
В 1977 г. дом С. Едзиева пострадал от пожара. В 2001–2002 гг. были проведены ремонтные работы для его спасения, в результате которых внешний облик, внутренняя планировка дома, а также оформление двора претерпели изменения. Увеличена высота фронтона, что исказило пропорции дома, не восстановлены первоначальный вид балкона, расстекловка деревянных окон, разобран пристрой помещения кухни с северо-восточного фасада. Полностью утрачено первоначальное оформление двора — выложенные речным камнем дорожки в виде креста с круглой площадкой на перекрестье. Калитка и ворота, выполненные прежде из дерева, заменены металлическими. Не восстановлена отдельно стоявшая мастерская скульптора. Усадебный участок был поделен стеной на две неравные части. Однако, несмотря на утраты, дом Сосланбека Едзиева сохранил композиционные и декоративные особенности замысла его автора. В доме сохранилась первоначальная однорядная планировочая схема на двух этажах: по две комнаты с коридором вытянуты вдоль фасада.
Двухэтажный дом прямоугольной конфигурации с толщиной стен 0,80 м, построен из тесаного и булыжного камня. Главный юго-восточный и северо-восточный фасады, обращенные к улице, в уровне второго этажа облицованы плитами из тесаного камня в палитре от светлосерых до красновато-светлокоричневых оттенков. Два других фасада полностью выполнены из булыжного камня. Дом перекрыт двухскатной крышей. Главный фасад, обращенный во двор усадьбы, ритмично прорезан дверными и оконными проемами с лучковыми завершениями. Центральная третья ось отмечена расположением парадного входа на первом этаже и балконом с дверным проемом на втором этаже. На втором этаже проемы профилированы каменными наличниками. На камнях, из которых сложены оконные перемычки, выбиты рельефные буквы, складывающиеся в слова: над первым окном — «АДОГА» (брат С. Едзиева), над вторым — «ЕДЗIЕВ », над третьим — «СОСЛАНБЕК», над четвертым — «1910» (год постройки дома). В центре оконных перемычек — висячий замок с гирькой, внизу имеющий выпуклую форму раздвоенных завитков. Над окнами проходит поясок, соединяющий лучковые бровки и имеющий килевидные подвышения над двумя простенками с барельефами. Под окнами проходит сплошной профилированный карниз, ниже протянут междуэтажный карниз.
Главным декоративным достоинством второго этажа и всего дома являются рельефные изображения, включенные в межоконные простенки двух фасадов. Отличающиеся по размерам барельефы попадают в поле внимания в определенной последовательности (слева направо). Первой в нижней части простенка под волнообразным профилированным сандриком помещена небольшая плита с рельефом «Чудо Святого Георгия». Далее между четвертой и пятой осями идет барельеф «Гармонистка», сверху и снизу подчеркнутый волнистыми профилированными полочками. У северо-восточного угла — парная композиция: чета хозяев — мужчина в черкеске, приобнявший женщину в национальном платье с кинжалом на поясе. По воспоминаниям сына, в изображение заложена мысль автора: «Даже если женщина с кинжалом, ее все равно оберегать надо».
Двусоставная композиция, имеющая ключевое значение в замысле художника, вынесена им на северо-восточный уличный фасад. В верхней части между двух окон изображен мужчина в черной черкеске с кинжалом и ружьем (ствол ружья возвышается из-за спины). Сама поза, напряженное выражение лица передают состояние бдительности. Волнистая полочка, фланкированная блоками с тремя зубцами, на уровне низа оконных проемов разделяет верхний и нижний уровни. Ниже мужчины-вертикали скульптор по горизонтали поместил обнаженную фигуру безмятежно спящей женщины. По воспоминаниям сына, С. Едзиев в композиции изобразил себя и свою жену Гуму; замысел раскрывал в словах: «Красоту охранять надо». С. Едзиев поднимается над условностями среды и обращает свою смелую композицию к улице. Все рельефы раскрашены, сохранили первоначальные пигменты, в ходе ремонтно-восстановительных работ цвет не подновлялся.
Каменный ажур двух фасадов дополняют накладки — розетки нескольких видов, составляющие единственное украшение первого этажа, плоскости которого оштукатурены и покрашены; розетки сверху маркируют проемы.
Рельефами декорирована и ограда с пологим лучковым дверным проемом, которая установлена на границе двух частей усадьбы: это плиты с рельефом мужчины (3/4 фигуры), инициалами «МХ », датой — «1917» и растительными орнаментами.
Усадебный участок с северо-востока имеет ограду, сложенную из каменных блоков и булыжного камня. Едзиев творчески осмыслил ограду с входным тамбуром и проездом во двор с арочным перекрытием: пластически обогатил их комбинированной кладкой, сочетающей прямоугольные тесаные блоки и речной булыжник-окатыш. Широкую арку ворот украшает замковый камень с резной накладкой в виде лица юноши. Лицевая линия входной группы с воротами и калиткой тамбура активно выступает за линию каменной ограды.
Литература
Бязрова Людмила, Биазарти Кромвел. Слепящая лазурь // Эхо Кавказа. 1993. № 3. С. 30–34.
Дзантиев А. А. Сосланбек Едзиев. Ленинград. 1979. С. 5–6,10–13.
Едзиты Руслан. Дурæн кувын æз. Мæ фыды тыххæй цыбырæй / Мах дуг. 2000. № 6. С. 81–84.
Изображения

Дом-музей С. М. Едзиева, с. Карман-Синдзикау

Дом-музей С. М. Едзиева, с. Карман-Синдзикау

Барельеф "Гармонистка"

Барельеф "Мужчина и женщина"

Барельеф "Мужчина и женщина"

Барельеф "Святой Георгий"