Описание памятника
Географические координаты: 43°02'01.0"N 44°40'54.5"E
Двухэтажное кирпичное здание было построено в 1890 г. по заказу купца Степана Антоновича Проханова и предназначалось для сдачи внаём квартир.
Дом стоит во всю ширину одного из небольших кварталов центральной части Владикавказа, имеется небольшой замкнутый дворик, на втором этаже дворовых фасадов устроены галереи для доступа в отдельные помещения.
Фасады дома выходят: центральный (восточный) — на ул. Ленина (бывш. Лорис-Меликовская), боковые: северный — на ул. Никитина (бывш. Кизлярская), южный — на ул. Маяковского (бывш. Слепцовская). Въезд находится в северном фасаде.
Фасады, подчиненные ритму проемов, оформлены в стиле эклектики с использованием архитектурных элементов барокко и романского зодчества. По осям входов по второму этажу устроены балконы с ажурными железными оградами. Выразительные силуэты фасадов формируют богато декорированные зубчатые аттики разной ширины над венчающим карнизом, они акцентируют местоположение балконных проемов. Северо-восточный угол здания украшен небольшой, квадратной в плане, башенкой с ярусным фигурным куполом.
Здание имеет мемориальное значение, связано с жизнью и деятельностью многих известных людей.
Прохановы, Степан Антонович и его сыновья Иван, Василий и Александр, были в числе зажиточных семей Владикавказа. Происходившие из крестьян деревень Копены и Сластуха Аткарского уезда Саратовской губернии, они были молоканами, но позже стали баптистами, более того — лидерами баптистского движения в России.
Степан Антонович Проханов (ок. 1842–1910), в 1862 г., в 20-летнем возрасте, с женой, матерью и тёщей перебрался во Владикавказ, где со временем приобрел четыре мельницы и землю. Дела его пошли в гору, и он разбогател. В 1875 г. присоединился к группе баптистов, позднее стал пресвитером местной церкви, в 1894 г. вместе с другими баптистами был выслан в Закавказье по обвинению в проведении здесь вредной религиозной пропаганды. Его сын Иван в это время жил в христианской коммуне «Вертоград» в Крыму, в 1899 г. посетил отца в армянской деревне Гирюсы. По окончании ссылки С. А. Проханов вернулся во Владикавказ, умер в 1910 г. Жена пережила его на 22 года и скончалась в возрасте 90 лет.
Иван Степанович Проханов (1869–1935) — выдающийся религиозный деятель, инженер, поэт, политик, инициатор создания межконфессионального Русского евангельского союза, первый председатель Всесоюзного совета евангельских христиан.
В 1909 г. в ходе состоявшегося в Санкт-Петербурге съезда было объявлено о создании Всероссийского союза евангельских христиан, президентом которого был избран Иван Проханов. На Втором Всемирном конгрессе баптистов в 1911 г. Иван Проханов был избран одним из шести вице-президентов этого международного объединения.
Находясь с 1928 г. в эмиграции, он организовал евангельских христиан-эмигрантов в ещё один конфессиональный союз.
Он написал более 1000 духовных псалмов и создал оригинальную церковно-музыкальную традицию, издавал евангельские журналы, писал книги по богословию и религиозной юриспруденции, учреждал христианские политические партии и открывал школы подготовки церковных служителей, организовал «христианский комсомол». После прихода к власти большевиков Иван Проханов стал идеологом и вдохновителем создания христианских коммун. Личное вмешательство Иосифа Сталина помешало ему реализовать проект советского Города Солнца — Евангельска.
Александр Степанович Проханов (1871–1912) — русский богослов и религиозный деятель, один из лидеров молокан.
В 1889 г. вместе со старшим братом Иваном начал выпуск духовного журнала «Беседа», в конце 1890-х гг. стал инициатором создания Общества образованных молокан, объединенных на основе мировоззрения, «которое исключало бы всякое противоречие между религией и наукой и приводило бы их во взаимную гармонию». В вопросах происхождения солнечной системы и происхождения человека и органических существ программа общества отдавала предпочтение дарвинизму. А. С. Проханов характеризовал организованное им общество как «религиозное безбожное сектантское общество», хотя по существу оно не было безбожным: «образованные молокане» утверждали существование Бога, бессмертие души и молитву, как выражение зависимости человека от Бога. Идеи Общества имели некоторый отклик среди молоканской студенческой молодежи и интеллигенции. Попытки Проханова привлечь на свою сторону баптистов к успеху не привели. Общество выработало идеи, приспосабливающие религию к науке, и проповедовало их по молоканским общинам, но достичь объединения и преобразования духовного христианства Обществу не удалось.
А. С. Проханов основал и был первым редактором журнала «Духовный Христианин» (1905–1912). Доктор богословия и доктор медицины (после Дерптского университета обучался медицине в Париже, там же посещал Протестантский богословский факультет).
Во Владикавказе Александр Проханов учредил «Прохановское Кредитное Товарищество» — финансовую организацию, осуществлявшую функции банка для протестантов (молокан, евангельских христиан, баптистов). Товарищество имело правление, формировавшееся на выборных условиях, и выдавало протестантам льготные кредиты на сельскохозяйственную деятельность, приобретение оборудования для мастерских, покупку лошадей и колясок для извоза. Прибыль направлялась на благотворительные цели.
Василий Степанович Проханов — коммерсант, владел мельницей, хлебозаводом и макаронной фабрикой. Дом Василия Степановича в Слободском переулке был обращен фасадом на Терек и примыкал к хлебозаводу.
В этом же доме с 1938 по 1941 год жил Григорий Иванович Корнеев (1902–1944) капитан Красной Армии, Герой Советского Союза. Квартира его была расположена на 2-м этаже, вход со стороны ул. Ленина.
Г. И. Корнеев— уроженец с. Рудня Воробьевского района Воронежской области. По окончании сельской церковно-приходской школы и 7 классов в поселке Калач, до призыва в Красную Армию, был секретарем сельсовета в с. Рудня, с 1922 по 1928 год служил в Красной Армии, с 1928 по 1934 г. был коммерческим директором консервного завода в Грозном, а с 1934 по 1935 г. работал в райкоме партии в станице Слепцовской.
В г. Орджоникидзе (Владикавказе) жил с 1938 г., работал в городском отделе милиции, в отделе кадров Черменского консервного завода, был управляющим делами райкома партии. В 1941 г. его призвали в армию, к октябрю 1943 г. капитан Корнеев был заместителем командира 610-го стрелкового полка 203-й стрелковой дивизии в составе 3-го Украинского фронта.
Выписка из наградного листа: «B ночь с 24 на 25 октября 1943 г., под сильным артиллерийским и пулеметным огнем противника форсировал реку Днепр в районе Новый Кичкас (Запорожье), с группой бойцов в составе 30 человек ворвался в окопы немцев, в рукопашном бою уничтожил 41 солдата и 2 офицеров и, заняв круговую оборону, в течение 2 суток отбивал неоднократные контратаки противника. Боеприпасы были израсходованы, но враг наседал. Три контратаки противника были отбиты исключительно только ручными гранатами. Рубеж удержал до подхода остальных подразделений батальона. Лично сам уничтожил ручными гранатами и в рукопашной схватке два немецких офицера и 8 солдат. При выбытии из строя командира батальона, командование принял на себя и, несмотря на ранение, в течении двух суток отбивал контратаки противника».
Указом Президиума Верховного Совета CCCР от 19 марта 1944 г. капитану Г. И. Корнееву было присвоено звание Героя Советского Союза. 21 мая 1944 г. в бою у с. Кошница (Дубоссарский район Молдавской ССР ) Г. И. Корнеев погиб: его танк утонул при переправе через р. Днестр. Летом 1985 г. танк был поднят, а останки погибшего экипажа были похоронены в братской могиле в г. Дубоссары у Кургана Славы.
В с. Рудня в 1970 г. был установлен бюст героя. В 1973 г. в пос. Калач была открыта галерея (стена) с портретами героев, в том числе и Г. И. Корнеева. В 1985 г. в г. Дубоссары на Кургане Славы был установлен танк, поднятый со дна реки.
Герой Советского Союза Г. И. Корнеев был удостоен также государственных наград, среди которых — ордена Ленина и Красной Звезды, медаль «Золотая Звезда».
Литература
Центральный архив Министерства обороны РФ. Ф. 33. Оп. 793735. Д. 23. Л. 175.
Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. М., 1987. С. 728.
Гончаренко Е. С. Музыкальные реформы М. Лютера и их следы в реформаторской деятельности И. С. Проханова // Богословские размышления. Спецвыпуск «Реформация: восточноевропейские измерения». Т. 17. Евро-азиатская аккредитационная ассоциация, 2016. С. 260–266.
Кале В. Евангельские христиане в России и Советском Союзе. Иван Степанович Проханов (1869–1935) и путь евангельских христиан и баптистов. Онкен — Вуперталь и Кассель, 1978. 627 с.
Кифер А. П. Последнее путешествие брата И. С. Проханова // Евангельская вера: журнал. 1935. № 1–12. С. 31–48.
Муриев Д. З. Осетии отважные сыны. Орджоникидзе, 1974. С. 255–231.
Проханов И. С. Евангельское христианство и социальный вопрос. Петроград, 1918.
Проханов И. С. Программа ВСЕХ после моей смерти (моё общее завещание) // Евангельская вера: журнал. 1935. № 1–12. С. 59–62.
Изображения

Доходный дом С. А. Проханова

Доходный дом С. А. Проханова

Доходный дом С. А. Проханова