Описание памятника
Географические координаты: 43°01'55.0"N 44°40'20.6"E
Комплекс расположен в левобережной части Владикавказа, в непосредственной близости от набережной р. Терек. Граница территории комплекса проходит: с севера в 30 м параллельно ул. Кирова (бывш. Московская); с запада — по ул. Коцоева (бывш. Надтеречная), с юга — по ул. Пашковского (бывш. Генеральская). С востока территория граничит с ВМУП ВЛАД ЭНЕРГО.
Комплекс зданий состоит из нескольких сооружений, объединенных не только единым функционально-планировочным замыслом, но и стилистикой оформления. Все основные постройки исполнены в технике неоштукатуренной кирпичной кладки. Плоскости фасадов раскрепованы многоступенчатыми карнизами и оконными обрамлениями, в совокупности придающими сооружениям характерный образ промышленных зданий России конца XIX — начала ХХ в. Значительные по размерам производственные здания построены с расчетом на восприятие с правого берега р. Терек, из центра г. Владикавказа. Силуэт производственно-технических сооружений изначально был дополнен высокой кирпичной трубой, являющейся вертикальной доминантой комплекса и всей прилегающей территории города.
В состав комплекса «Анонимного общества Владикавказских электрических трамваев и освещения» входят: здание администрации (литера А); здание трамвайного депо (литера Л); ремонтные мастерские (литеры Л², Н, М²); котельная (литеры М2, М³).
Участок в свое время был бóльшего размера, чем сейчас; на участке, прилегающем со стороны ул. Кирова, ныне заброшенном, в новейшее время строения трамвайного депо были снесены.
Здание администрации (литера А). Кирпичное трехэтажное здание расположено в юго-западной части территории комплекса на углу улиц Пашковского и Коцоева, на участке с перепадом рельефа. В южной части восточного фасада установлена мемориальная доска из белого мрамора с высеченной надписью: «Здесь 6 августа 1904 года было открыто трамвайное депо г. Орджоникидзе /г. Владикавказ/».
Здание трамвайного депо (литера Л), ремонтные мастерские (литеры Л², Н, М²), котельная (литеры М, М³) представляют собой единый комплекс, части которого связаны между собой технологически и функционально. Расположен комплекс производственных помещений в северной части участка.
С востока к депо примыкает здание, в котором предположительно изначально находилась электростанция, а в настоящее время размещены ремонтные мастерские (литера «Н»).
В восточной части группы производственных помещений комплекса депо размещается здание котельной (литера М).
Решение об организации электрического трамвая и освещения городская дума Владикавказа приняла 8 октября 1896 года, в середине 1899 года права на строительство получила бельгийская организация «Анонимное общество Владикавказских электрических трамваев и освещения». Подготовительные работы проводились с лета 1899 по 1902 год. Летом 1899 года была проведена съёмка местности для электростанции, депо и будущих линий трамвая. По результатам съёмки были созданы чертежи зданий, вагонов, а также планы трамвайных линий.
В сентябре 1902 года во Владикавказе начались работы по запуску трамвая и укладке путей на Ольгинском (Чугунном) мосту через реку Терек. Субподрядчиком работ стало Электрическое общество «Гелиос» из Кёльна. Эта организация выполняла задачи поставки и установки электрооборудования как на электростанции, так и на трамвае. Основные работы по строительству трамвайной инфраструктуры Владикавказа были завершены в первой половине 1903 года. Ожидалось, что трамвай будет запущен осенью, но по ряду причин его пуск был перенесён на следующий год. В 1904 году на трамвайную линию поступили 12 моторных закрытых и открытых вагонов. Моторные вагоны были оборудованы роликовыми токоприёмниками. Были уложены одноколейные трамвайные линии с разъездами, исключение составила линия по Александровскому проспекту и Московской улице: она была двухпутной.
Торжественный пуск трамвая состоялся 24 июля (6 августа) 1904 года. Регулярное пассажирское движение по трем линиям началось с 3 (16) августа 1904 года.
Литература
Семенов Н. М. Владикавказскому трамваю 100 // Пантограф. 2005. № 1 (15), 4 (18).
Тархов С. А . В ладикавказскому трамваю — 100 лет // Вестник городского электрического транспорта России. М. 2004. № 4 (61). С. 33.
Таутиев К. У. Исторический атлас Владикавказа, 1784–2016. Владикавказ: Терские ведомости, 2016.
Изображения

Комплекс зданий «Анонимного общества Владикавказских электрических трамваев и освещения»

Комплекс зданий «Анонимного общества Владикавказских электрических трамваев и освещения»

Мемориальная доска

Комплекс зданий «Анонимного общества Владикавказских электрических трамваев и освещения»