Покровский пер., 7. Дом, в котором жили М. С. Туганов и В. И. Хубаев.

Покровский пер., 7. Дом, где жили народный художник СОАССР , заслуженный деятель искусств ГССР Махарбек Сафарович Туганов (в 1948–1952 гг.) и заслуженный инженер ГССР Владимир Иванович Хубаев (в 1946–1973 гг.). 1942 г., 1949 г. Выявленный объект культурного наследия РСО-А.

 

Описание памятника

Географические координаты: 43°02'08.9"N 44°40'30.0"E

Дом кирпичный трехэтажный многоквартирный, построен в 1942 году (сначала были построены два этажа, третий этаж достроен в 1949 году) в одном из северных кварталов центральной исторической части Владикавказа, в 100 м восточнее набережной р. Терек. Дом в плане н-образной формы, южным главным фасадом стоит по Покровскому переулку.

Декоры уличного и дворового фасадов отличаются незначительно, решены просто, с минимальным набором линейных вертикальных и горизонтальных декоративных элементов.

На фасаде дома в 1987 г. укреплена белая мраморная мемориальная доска, в верхней части которой рельефный портрет Туганова (алюминий), ниже выбита и забронзирована надпись: «В этом доме с 1948 по 1952 гг. жил и работал народный художник СО АССР , заслуженный деятель искусств ГССР Махарбек Сафарович Туганов».

М. С. Туганов жил в квартире № 3 на первом этаже первого подъезда. Планировка квартиры сохранилась.

Махарбек Сафарович Туганов (Туйгъанти Сафари фурт Махарбег, 1881–1952) — один из лидеров национально-культурного Возрождения Осетии, выдающийся художник, педагог. Автор многочисленных произведений на исторические темы, книжный график, художник театра, исследователь и собиратель осетинского фольклора, публицист. Первый художник-интерпретатор Нартиады. Заложил основы профессиональной художественной школы в Осетии. Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1940), народный художник Северной Осетии (1944).

В 1948 году М. Туганов из Цхинвала переехал во Владикавказ, где ему была предоставлена квартира в доме по Покровскому переулку. Его адрес точно устанавливается по письму, датированному 19 сентября 1951 г. и адресованному своему ученику, художнику Николаю Григорьевичу Кабисову, работавшему на тот момент зав. учебной частью Цхинвальского художественного училища: «Пиши, что поделываешь? Адрес мой: г. Дзауджикау Сев.-Осет. АССР , Покровский пер., 7, кв. 3».

Одна из комнат квартиры, расположенной на первом этаже, стала мастерской художника. У Махарбека Туганова появилась возможность осуществить свой давний замысел: написать коллективный портрет мифологических предков своего народа, на масштабном монументальном полотне «собрать» героев нартовского эпоса. «Пир нартов» стал самым значительным произведением, венцом всей творческой жизни художника.

По воспоминаниям Бориса Александровича Тибилова, посетившего М. С. Туганова летом 1951 г. в доме по Покровскому переулку, «одна из комнат квартиры служила мастерской. Нас приняли в этой комнате… Мы сразу же оказались в атмосфере веселого пиршества, вызванной огромной на всю стену картиной „Пир нартов”… У самой картины стоял сервированный стол, на котором ждали нас различные осетинские кушанья. Картина и реальный стол оказались в такой зрительной взаимности, что казалось, будто мы находимся с нартами в одном помещении и пируем с ними за одним столом. Эффект присутствия нартов был так велик, что не покидал нас в течение всего вечера».

В период напряженной работы над «Пиром нартов» М. Тугановым написан также ряд исторических и публицистических, литературных и художественный произведений. В 1949 году он создал портрет выдающегося скульптора Сосланбека Едзиева. С начала 1930-х годов Туганов пытался привлечь внимание к творчеству Едзиева, соратника и ровесника, с целью создать необходимые условия для его работы («чтобы он мог заниматься любимым делом») и сохранить его произведения. Туганов был первым искусствоведом, посвятившим статьи живописи Коста Хетагурова, скульптуре Давида Дзантиева и Сосланбека Тавасиева. Благодаря его публикации внимание общественности было привлечено к уникальному мастеру Сосланбеку Едзиеву.

Своего рода завещанием Махарбека Туганова стала статья «Наши задачи», написанная им весной 1952 г., за два месяца до кончины (опубликована в 1957 г.). В ней намечен ряд программных мероприятий в сфере изобразительного искусства в Северной Осетии: создание условий для детской художественной школы, организация художественного училища с тремя отделениями — живописным, скульптурным и декоративно-прикладным, совершенствование экспозиций художественно-го и литературного музеев, активизация выставочной деятельности Союза художников, открытие отделения истории и теории искусства в научно-исследовательском институте, использование средств массовой информации для популяризации изобразительного искусства.

Грандиозная монументальная картина (размером 3 × 5 м) «Пир нартов» не была закончена. Во время работы художник столкнулся с большим количеством трудностей — возраст, болезни, бытовая неустроенность. Но особенно беспокоило отсутствие необходимых материалов. «Обиднее всего, — писал он в ноябре 1950 г. в одном из писем к своей бывшей ученице А. Н. Тибиловой-Туаевой, — что нельзя работать по живописи. Огромный холст 5 × 3 метра, на котором я дал новую композицию «Пир нартов», ждет масляных красок, а я могу только издали смотреть».

Многосторонняя деятельность Махарбека Туганова — живописца, графика, художника театра, иллюстратора книг, исследователя народного творчества — стала основополагающей в формировании современного осетинского искусства.

Ученик И. Е. Репина (Академия художеств, Санкт-Петербург, 1901–1904 гг.) и А. Ашбе (студия, Мюнхен, 1905 г.), как живописец и график Туганов сформировался в европейской художественной среде начала XX века и сам заложил основы профессиональной школы в Осетии. Благодаря его инициативе и активному участию на Юге и Севере Осетии возникли художественные студии, на базе которых были созданы Цхинвальское художественное училище и Владикавказская средняя художественная школа. Целое поколение деятелей осетинской культуры было выпестовано М. Тугановым.

Подобно русским художникам Н. Рериху, И. Билибину, финну А. Галлен-Каллелу, литовцу М. Чюрленису, Махарбек Туганов обратился к древним забытым пластам национальной истории и культуры, к мифам. Как и они, он признавал огромную роль изобразительного искусства в деле воспитания общественности.

Туганову принадлежит первенство в создании книжной графики в Осетии, он выполнял рисунки для школьных учебников, художественно-литературных журналов, был одним из первых иллюстраторов осетинской книги. Но его особая заслуга — в создании графических серий на темы нартовского эпоса. Будучи знатоком, исследователем и собирателем сказаний, продолжая в этом традицию, начатую его отцом, родственниками со стороны матери, Асиат Шанаевой (ее отец и дядя — Гацыр и Джантемир Шанаевы — известные собиратели фольклора), Махарбек стал первым художником-интерпретатором Нартиады.

М. С. Туганов погребен в пантеоне в ограде церкви Рождества Богородицы (Осетинская).

В квартире № 15 жил Владимир Иванович Хубаев (1900–1973) — талантливый инженер, организатор производства. Образование получил в Тифлисском землемерном училище (1916–1920), затем в институте инженеров путей сообщения в Ленинграде (1922–1927). С 1927 по 1929 год — начальник работ по строительству железнодорожных мостов Закавказской железной дороги. Под его руководством возведены железнодорожные мосты через реки Кура, Риони, Кодори и др., впервые в Закавказье проведены железобетонные работы в зимних условиях. Был начальником строительства перевальной шоссейной дороги «Зарамаг — Ванел» через Рокский перевал с тоннельным пересечением хребта (1930–1931 гг.). С 1934 по 1936 год — инженер 27-го Особого железнодорожного строительного корпуса Красной Армии по возведению приграничных оборонительных сооружений Дальнего Востока. В 1937–1943 гг. — председатель Облисполкома Юго-Осетинской Автономной области, заместитель министра местной промышленности Грузинской ССР (1943–1946).

В 1946 г. переехал в Северную Осетию, занимал должность министра местной промышленности СО АССР с 1946 по 1954 г. По его инициативе построены первые в Северной Осетии завод керамических труб и химический завод. В 1954–1955 годы — начальник строительного участка строительства Эзминской ГЭС, в дальнейшем работал в ряде других строительных организаций Северной Осетии.

Заслуженный инженер Грузинской ССР (1963), награжден орденами Трудового Красного Знамени (1941) и «Знак Почета» (1949).

Похоронен в г. Орджоникидзе на Караван-Сарайном кладбище.

Литература

Л. В. Махарбек Туганов // Эхо Кавказа. 1994. № 2. С. 48, 49.
Бязрова Л. В. Визуальная интерпретация нартиады в творчестве Махарбека Туганова // Нартоведение в XXI веке: современные парадигмы и интерпретации. 2012. № 1. С. 319–345.
Гиреев Д. и Э. Туганов. Махарбек Туганов. Орджоникидзе, 1977.
Дзантиев А. А. Сосланбек Едзиев. Ленинград: Художник РС ФСР , 1979. С. 6.
Кадыков А. Н., Цаллагов С. Ф. Владикавказ: Память в камне и металле. Владикавказ: Ир, 2020. С. 132.
Коваленко Е. «Тугановский» дом в Покровском переулке / Е. Коваленко. // Северная Осетия. 2011. № 208. С. 5.
Кортиев Л. И. Транскавказская Рукская автотрасса. Цхинвали: Ирыстон, 1982. С. 41–45.
Личный архив Хубаева В. В., проживавшего: г. Владикавказ, пер. Покровский, 7, кв. 15.
Статьи, воспоминания, письма. Цхинвали: Ирыстон, 1986. С. 85, 86, 94, 95, 97, 98, 152.
Транскавказская электрическая железная дорога Дарг-Кох — Гори (материалы объединенного совещания комитетов содействия перевальной железной дороги). Сталинир, 1934.
Туганов М. С. Наши задачи // Махарбек Туганов. Литературное наследие. Орджоникидзе: Ир, 1977. С. 124–126.
Хаким Мусса. Махарбек Туганов. Народный художник Осетии. Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство, 1962.
Цориева И. Т. Преданный рыцарь искусства // Вестник Владикавказского научного центра. Т. 3. 2011. С. 2–8.
Цориева И. Т. Художник Махарбек Туганов — иллюстратор нартовского эпоса // Известия / СО ИГСИ . 2016. № 22. С. 172–184.
Члены Президиума Верховного Совета граждан Советской Социалистической республики // Заря Востока. 1936. 11 июля.

Изображения