Рождественская, 22. Осетинская церковь. 1861 г., 1896 г.

Рождественская, 22. Осетинская церковь. Объект культурного наследия регионального значения (ЕГРОКН № 161410016870005).

 

Описание памятника

Географические координаты: 43°01'11.9"N 44°41'09.6"E

Уникальные по своей историко-культурной значимости Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинская) и некрополь (кладбище) в ее ограде расположены на речной террасе правого берега р. Терек. Вход и въезд с металлическими воротами расположены со стороны ул. Рождественской. Второй вход — с угла ул. К. Хетагурова и Кривого пер., по каменной лестнице с калиткой из кованого металла. В северной части территории храма в 2009 году были возведены административное здание и иордань.

По своей композиции церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинская) относится к типу трапезных церквей, где основной объем храма соединен с трапезной и колокольней. Памятник имеет вытянутый по оси восток — запад крестообразный трехчастный план. Принято считать, что церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Осетинская), первый храм для гражданского населения форштадтов, с юга и юго-востока прилегающих к крепости Владикавказ, была заложена в 1814–1815 гг. Осетинской духовной комиссией. Эта точка зрения на сегодня является преобладающей в научной и научно-популярной литературе. Настоятель (с 1910 по 1925 г.) А. Головин в сочинении «Топографические и статистические заметки об Осетии», изданной в 1853 году, указывает: что „первый Осетинский приход — Владикавказский. На месте нынешнего Владикавказа до 1803 года, то есть до образования здесь постоянной крепости, существовал осетинский аул Капкай. Аул этот доселе занимает восточную сторону Владикавказа, а для христиан в нем в 1823 году построена особая церковь».

Эта же дата приводится в ежегоднике «Терский календарь на 1898 год»: «...Как видно из клировой ведомости, основана в 1823 году Осетинскою духовною комиссиею и освящена 24 марта 1824 года».

Можно предположить, что в 1824 году было освящено второе по счету здание церкви. На ранних планах Владикавказа церковь не обозначена, но отмечен Осетинский (Владикавказский) аул, расположенный за чертой крепости, к юго-востоку от ее границы. В начале XIX века церковь располагалась между крепостью и поселением Дзауджикау — Владикавказским (Осетинским) аулом.

Храм, как греко-российская церковь, то есть православная, и кладбище при ней отмечены на «Плане крепости Владикавказской с обозначением предполагаемой обороны» от 30 ноября 1850 года. Осетинское поселение (на плане — «аул») показано детально в связи с организацией новой фортификационной цепи для обороны крепости.

Новый этап в преобразовании церковного здания относится к периоду, когда Владикавказский аул как Осетинская слобода был включен в границы Владикавказа, получившего статус города (1860) и центра Терской области (1863). При содействии Общества восстановления православного христианства на Кавказе в 1860–1861 годах церковное здание из камня было построено.

Свою лепту в строительство Осетинской церкви внесли 50 осетинских семей: собрали по 20 рублей с каждого двора и доставили весь необходимый строительный материал. Документально подтверждено, что строительство каменного здания церкви было завершено к январю 1862 года.

В советский период здание церкви претерпело существенные изменения внешнего облика и внутреннего пространства: произошла реконструкция храма с приспособлением под другие функции; были утрачены центральная глава с барабаном, а также четыре маленьких боковых главки и завершение колокольни. Вместо шатрового завершения на колокольне появилась смотровая площадка из деревянных конструкций и застекленная надстройка. В 1931 году храм был закрыт, здание передали горисполкому. В 1940–1941 гг. в здании разместили Музей осетинской литературы им. К. Л. Хетагурова. До 1939 года церковь использовалась под склад конторы «Облзаготзерно» (благодаря этому ее удалось сохранить, в то время как 17 владикавказских православных храмов были разрушены). С 1972 года в бывшей церкви хранились фонды Республиканского художественного музея им. М. С. Туганова. В 1987–1988 гг., ввиду аварийного состояния здания был разработан проект реставрации и приспособления памятника под размещение экспозиции художественного музея. Однако неожиданно в 1989 году органами государственной власти республики было принято решение о сносе церкви, как аварийной и не подлежащей сохранению.

Только благодаря активным действиям представителей общественности, в том числе и российской, в числе которых был академик Д. С. Лихачев, возглавлявший Российский фонд культуры, Осетинскую церковь удалось спасти. Решением Исполкома Орджоникидзевского горсовета народных депутатов № 111 от 13 апреля 1989 года здание и прилегающая территория площадью 0,31 га (в границах некрополя) были переданы на баланс Религиозного общества православных христиан г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ).

Уже в сентябре 1992 года в церкви состоялась первая после длительного перерыва служба. В сентябре 1994 г. митрополит Ставропольский и Бакинский Гедеон совершил чин освящения храма. К сентябрю 1993 года на церкви были завершены ремонтно-реставрационные работы. Однако не удалось в полной мере восстановить исторический облик храма: архитектурный декор фасадов, соотношение пропорций объемов барабана, купола церкви, шатрового завершения колокольни и др.

На территории церкви, в границах ограды, находится кладбище. Впервые оно показано на плане крепости 1850 года. До 1924 г. кладбище простиралось на восток вплоть до ул. Святополковской (ныне Алибека Кантемирова), здесь же, в юго-восточной части, в 1890 году была построена одноэтажная церковноприходская школа. В 1924 году восточная часть некрополя была отчуждена под детский сад, который был устроен в церковноприходской школе. В 1937 г. на ее месте была построена школа № 13 им. К. Хетагурова.

Один из первых храмов Осетии Нового времени, первый храм для гражданского населения крепости Владикавказ, церковь Рождества Богородицы стала духовной святыней для прихожан разных национальностей. Погребение у стен храма считалось честью, наградой за достойную жизнь. Как писал в 1912 году настоятель Осетинской церкви Харлампий Цомаев: «Ограда Осетинской церкви, как старинной и славной своими просветительно-миссионерскими заслугами на Кавказе, с давних пор служит местом погребения знаменитых деятелей и бессмертных героев Кавказской войны и лучших сынов осетинского народа».

Литература

Бзаров P. C. Владикавказский аул // Литературная Осетия. 1984. № 63.
Весь Владикавказ: Справочник, адрес-указатель. 1926.
История Владикавказа. 1781–1990 гг.: Сборник документов и материалов. Владикавказ, 1991.
Канукова З. В. Старый Владикавказ. Владикавказ: Иристон, 1902.
Канукова З. В. Диаспоры в Осетии: исторический опыт жизнеустройства и современное состояние. Владикавказ, 2009.
Канукова З. В., Хубулова С. А. Дорога к Храму (из истории конфессиональной жизни Владикавказа во второй половине XIX — начале XX вв.). Владикавказ: изд-во СОГУ , 2000.
Киреев Ф. С. (сост.) Из истории храма Рождества Пресвятой Богородицы. Владикавказ: Терские ведомости, 2015.
Кузнецов В. А. Археологические памятники на южной окраине г. Орджоникидзе // Вопросы осетинской археологии и этнографии. Вып. 1. Том XXXVI. Институт истории, экономики, языка и литературы при СМ СОАССР . Орджоникидзе, 1981. С. 49–77.
Ракович Д. В. Прошлое Владикавказа. Краткая историческая справка ко дню пятидесятилетнего юбилея города. 1-е изд-е. Владикавказ: типолитография З. Шувалова, 1911.
Терский календарь на 1912 год. Издание Терского областного статистического комитета. Владикавказ, 1911.
Харлампий Цомаев // Владикавказские епархиальные ведомости. 1912. № 19. С. 415–420.

Изображения