Железнодорожный вокзал станции Беслан

Здание железнодорожного вокзала, где в 1942 г. размещались штабы 19-го, 36-го, 41-го, 42-го, 46-го дивизионов бронепоездов и штаб командного пункта 46-го бронепоезда НКВД . Выявленный объект культурного наследия РСО-А. РСО-Алания, Правобережный район, г. Беслан, железнодорожный вокзал.

 

Описание памятника

Железнодорожный вокзал станции Беслан расположен с юга от железнодорожных путей, со стороны кварталов городского центра, по адресу; ул. Привокзальная, 9. Координаты: 43°11'41.4"N 44°32'31.7"E.

Железная дорога Ростов — Владикавказ прошла через юго-западную часть селения Беслан (Тулатово), по берегу р. Терек, в 1875 г. В 1892 г. началось строительство ветки Беслан — Грозный, проходящей по северной границе селения и ведущей на восток. К 1897 г. было завершено строительство пристанционных сооружений и здания пассажирского вокзала первого класса.

В ноябре 1942 г. в здании вокзала размещались командный пункт и личный состав 46-го бронепоезда НКВД , который держал оборону железнодорожного участка Беслан — Орджоникидзе и за умелые боевые действия и нанесенный врагу урон был награжден орденом Красного Знамени.

Выразительное краснокирпичное здание вокзала решено в формах кирпичного стиля периода эклектики. Имеет симметричную объемно-пространственную композицию, центром которой является трехосный объем главного зала с входами с привокзальной площади и перрона, повышенный аттиковым ярусом и увенчанный высоким граненым куполом, завершенным коротким ярусом с пологим шатром. От центрального объема отходят два пониженных прямоугольных пятиосных крыла под двускатными крышами, к которым примыкают торцевые двухэтажные, квадратные в плане, трехосные объемы под четырехскатными крышами. Центральные оси двухэтажных объемов акцентированы над карнизами высокими фигурными щипцами (сохранились на торцах здания), в поле которых находились полукруглые окна с перспективным архивольтами. Аттиковый ярус центрального объема прорезан небольшими арочными окнами второго света, архивольтами которых является венчающий карниз нижнего яруса здания. Купольная кровля первоначально была дополнена круглыми люкарнами над оконными осями; двускатные крыши одноэтажных объемов по центру усложнены треугольными щипцами со слуховыми чердачными окнами. Дополнительную пластику объемам придавали парапетные столбики, поставленные над венчающими карнизами одноэтажных объемов по осям простенков и по углам двухэтажных объемов (утрачены).

Все оконные проемы здания высокие, арочные, с лучковыми перемычками и замками. В простенках по нижнему ярусу всего здания и на его углах помещены рустованные лопатки, простенки и углы второго этажа торцевых объемов украшены перспективными пилястрами, идущими от подоконной полки и переходящими во фриз венчающего карниза. Этот фриз дополнен между пилястрами ступенчатыми кронштейнами, а под профилированным карнизом — поясом сухариков.

Внутри здания в центральном объеме размещались вестибюль и служебные помещения (кассы, багажное отделение, телеграф), в одноэтажных объемах с одной стороны — пассажирский зал первого класса с буфетом, с другой стороны — пассажирский зал второго и третьего классов со своими буфетами. В двухэтажных объемах на первых этажах размещались служебные помещения вокзала, на вторых — служебные квартиры.

Литература

Муриев Д. З. Разгром немецко-фашистских войск под Владикавказом. Орджоникидзе, 1976. С. 9–28.
План расположения путей и зданий на станции Беслан. 1897 г. РГИА . Ф. 350. Оп. 9. Д. 102.
Терский календарь на 1915 год. Владикавказ 1914.

Изображения