Описание памятника
Собор Святого Вознесения Господня расположен в центре исторической застройки города, на открытом пространстве, огороженном каменной стеной. Координаты: 43°02'17.6"N 44°13'22"E.
В состав ансамбля собора входят: здание церкви, колокольня, часовня, каменная ограда с четырьмя круглыми в плане дозорными башнями, двумя подлинными арочными каменными воротами (северными и южными) с железными ажурными створками, большими железными решетчатыми воротами (западными) с примыкающей к ним калиткой.
Каменная церковь Вознесения Господня была заложена 8 ноября 1850 г. Освящение храма состоялось 22 октября 1853 г. Не только Алагирский завод, занятый выплавкой стратегических металлов, но и храм в Алагире строили в виде крепости. Церковь сложена из трахитового туфа в византийском стиле. По некоторым сведениям, по просьбе наместника Кавказа М. С. Воронцова проект был предложен известным художником и архитектором князем Г. Г. Гагариным. Собор имел три придела: главный — Святому Вознесению Господню, второй — святому Николаю Чудотворцу, третий — Макарию Египетскому, который считается покровителем горных работ. До 1870-х гг. Вознесенская церковь являлась главным соборным храмом Владикавказского (Осетинского) округа.
Роспись стен и потолков, согласно устным свидетельствам, в 1888–1890 гг. выполнил К. Л. Хетагуров, художник с академическим образованием. В 1905–1908 гг. производился капитальный ремонт (заделаны трещины в стенах, восстановлен в местах разрушения штукатурный слой, обновлена роспись скуфьи купола, дописаны утраты живописи в оконных откосах барабана, обновлен фон, вся живопись покрыта олифой). В 1958–1959 гг. настенная роспись была восстановлена художниками-реставраторами Центральных научно-реставрационных мастерских Академии строительства и архитектуры СССР . В реставрации росписей участвовал известный художник А. В. Джанаев. В 1999–2000 гг. была проведена реставрация настенной масляной живописи группой художников под руководством Е. П. Большакова и В. К. Цаллагова.
С 1930-х гг. в соборе размещался краеведческий музей. Значительный ущерб церкви был причинен в период немецкой оккупации: музей был разорен, от попадания снарядов пострадало как само здание, так и монументальная живопись. В послевоенный период в соборе был возобновлен музей. В 1989 г. собор был передан местной религиозной организации Приход Свято-Вознесенского собора, 29 апреля 1989 г. перед православной Пасхой состоялась первая служба.
Собор (здание церкви) представляет собой крестово-купольный храм в византийском стиле. С восточной стороны собора находятся три алтарные апсиды, с южной, северной и западной — небольшие притворы. Высота собора — 21 м. Стены выложены из местного материала — розовато-серого туфа. В храме имеется три входа: западный, южный и северный. Главный вход, с массивной металлической дверью и узорной решеткой, находится с западной стороны. Стены церкви в интерьере покрыты монументальной росписью, выполненной масляными красками. В центре — небольшой купол на световом барабане, который при помощи парусного свода переходит в четыре несущих столба. В целом план церкви вписывается в квадрат. Углы квадрата перекрыты сомкнутыми сводами. Внутреннее пространство церкви освещается шестью сдвоенными окнами второго света, на которых снаружи установлены железные решетки, и кольцом более узких окон в барабане купола. Под куполом в центре подвешена многоярусная люстра из цветного металла с множеством подсвечных чашек и ажурных декоративных деталей. Алтарное пространство отделяется от наоса резным деревянным иконостасом.
Росписью покрыты стены и своды собора. В парусах центральной главы, конхе алтаря и в верхних частях стен находятся тематические композиции. Часть стен арки и столбы покрыты орнаментальной росписью. В центре купола изображен белый голубь — символ Святого Духа (в сиянии исходящих от него лучей светлого розовато-желтого цвета на ярко-синем фоне неба с белыми облаками и золотыми звездами). В основании купола протянута полоса орнамента белого цвета. Простенки барабана купола и оконные откосы украшены орнаментом восточного характера. В сводах между парусами изображены четыре евангелиста: на западной стороне — Марк, на южной — Лука, на восточной — Иоанн и на северной — Матфей, каждый со своим символом. Евангелисты написаны на сероватом фоне с голубовато-розоватым оттенком. На парусах изображены колонны с капителями и базами, тромпы расписаны стилизованным растительным орнаментом красного и желтого цветов на ярко-желтом фоне. На четырех больших подпружных арках написаны погрудные изображения пророков. На западной арке изображены: на северном склоне — Даниил и Соломон, на южном — Иезекииль и Иессей. На южной арке изображены: на восточном склоне — пророки Никодим и Иона, на западном — Нафанаил и неизвестный пророк. На северной арке изображены: на восточном склоне — св. княгиня Ольга и князь Давид, на западном — пророки Наум и Аввакум. На восточной арке изображены: на северном склоне — пророки Илия и Иеремия, на южном — Моисей и Исайя. Четыре восьмигранных столба в нижней части имеют однотонную покраску серого цвета. В верхней части они покрыты орнаментальной росписью. На восточной алтарной стене расположены три тематические композиции. В середине над центральными царскими вратами находится композиция «Вознесение», которая занимает центральное место в храме, визуально раскрывая посвящение храма. Над северными вратами — «Путь на Голгофу», над южными — «Моление о чаше». На восточных столбах — изображения в рост: на северо-восточном — апостола Павла, на юго-восточном — апостола Петра. В алтаре, в конхе центральной апсиды, — изображение Троицы. С южной, северной и западной сторон к собору примыкают небольшие притворы, своды и арки которых также декорированы орнаментом. Вся орнаментальная роспись на сводах, стенах и столбах выполнена по трафарету.
Колокольня — четырехъярусная, три верхних яруса ее воссозданы в период восстановительных работ 2018–2021 гг. Сохранившийся первый ярус представляет собой единое строение, объединяющее три восьмиугольных в плане помещения с прямоугольной прихожей между ними. Стены строения и фундаменты выполнены из местного трахитового туфа. Второй и третий ярусы восозданной колокольни имеют в плане форму квадрата с башенками по углам. На четвертом, открытом, ярусе размещаются балки для подвески колоколов. Сообщение между вторым и четвертым ярусами осуществляется по винтовой лестнице. Завершение колокольни — шатровое, с четырьмя угловыми главками. Шатер — каменный, с четырьмя слуховыми окнами, ориентированными по сторонам света, и куполом крупной формы на барабане. Шатер крыт оцинкованной кровельной сталью с полимерным покрытием. Восстановленные ярусы выполнены из кирпича с наружной облицовкой блоками туфопесчаника.
Часовня, четырехугольная в плане, с четырехскатной шатровой крышей, расположена с восточной стороны участка и встроена в ограду.
Церковная ограда в виде восьмигранника в плане, ориентированного строго по сторонам света, представляет собой массивную стену высотой 2,1 м с бойницами, сложенную из тесаного известняка. В углах северной и южной граней устроены четыре дозорные башни, круглые в плане, диаметром 4,5 м и высотой 8 м. Башни — двухъярусные, имеют архитектурные различия. Стены выполнены из бута и каменных блоков, кровля — шатровая многогранная, выполненная из оцинкованного железа. К каждой башне с двух сторон вплотную примыкает ограда. В центре северной и южной сторон ограды имеются выполненные из туфа проходы в виде триумфальных арок с арочным проемом, в которых установлены кованые ажурные двупольные ворота.
В объеме арки входа на восточном фасаде, со стороны ул. К. Хетагурова, помещен сдвоенный дверной проем с двумя арочными перемычками и гирькой между ними. Гирька изнутри подпирается металлической стойкой. Проемы заполнены деревянными дверными блоками с арочными фрамугами, дверные полотна в верхней части изготовлены под остекление, которое полностью отсутствует. На западном фасаде со стороны церкви — дверной проем, слева от него — оконный. В дверном проеме установлена деревянная дверь на металлическом каркасе. Между каркасом и стеной проема отмечаются значительные воздушные зазоры, откосы не оштукатурены. В арочный оконный проем установлен прямоугольный деревянный одностворчатый оконный блок с одинарным переплетом не арочной формы, оставляющим значительный воздушный зазор. Остекление отсутствует, откосы не оштукатурены. На фронтоне — три небольших оконных арочных проема (бóльший — в центре, меньшие — по бокам от него), в которые установлены деревянные рамы без остекления. Изнутри проемы замурованы, кроме ближнего к юго-западному углу, который открыт частично, — предположительно, с целью вентиляции помещения часовни. На южном фасаде имеется один дверной арочный проем с выходом за пределы ограды на ул. К. Хетагурова. В проеме установлена деревянная дверь на металлическом каркасе по размеру проема, откосы не оштукатурены. Крыша — шатровая четырехгранная, кровельное покрытие — листовое оцинкованное железо на вальцовых соединениях. Верх купола — без завершения. Элементы водосточной системы отсутствуют.
Четыре дозорные башни, круглые в плане, двухъярусные, имеющие архитектурные различия, расположены в четырех углах ограды: две — со стороны ул. Комсомольской, две — по ул. С. Кодоева. К каждой башне с двух сторон примыкает каменная ограда высотой от полутора до двух метров. Ограда вокруг территории ансамбля выполнена из бутового камня и тесаных блоков на известковом растворе. Швы кладки заполнены раствором не вровень с плоскостью стен. Ограда завершается зубцами-бойницами (мерлонами) «ласточкин хвост», которые облицованы базальтовыми плитами.
С северной и южной сторон ансамбля имеются входные арки, выполненные из туфа, в них — металлические распашные двупольные ворота, решетчатые с ажурным декором. С западной стороны ансамбля — действующий вход на территорию: железные решетчатые распашные ворота с калиткой.
Литература
Смирнов Г. С. Фото и чертежи архитектурных памятников Северной Осетии. 1968 г. НА СОИГСИ . Ф. 6. Оп. 1. Д. 103.
Толмачев С. И. Алагир: Историко-статистический очерк // Терский сборник. Вып. 9. Владикавказ, 1903. С. 116.
Проект реставрации. Проектный институт по реставрации памятников истории и культуры «Спецпроектреставрация». Таганрог, 1985.
Изображения